ИПИОХ: Военно-монашеские ордена > Тевтонский орден > Идеология Тевтонского ордена
Поиск:
Военно-монашеские ордена
Орден тамплиеров
Тевтонский орден
Средневековые государства
Ближний Восток
Реклама
Средневековые источники
Источники на языке оригинала
Источники в переводе на русский язык
Печатные издания
Печатные издания 2008 года
Печатные издания прошлых лет
Приложения
Карты, планы, схемы
Миниатюры, фото, иллюстрации
Конкурс
"ИПИОХ-2008"
Международный конкурс "ИПИОХ-2008"
Правила конкурса
Информационная и спонсорская поддержка конкурса
Информация
О сайте ИПИОХ
Информация для авторов и переводчиков
E-mail
Контр@Факт
ИПИОХ: История Тевтонского ордена - Военно-монашеские ордена - ИПИОХ: Культ св. Варвары в Тевтонском ордене

Культ св. Варвары в Тевтонском ордене: психосоциальная идентичность братии
ордена через призму анализа гендерного кода сознания

Статья опубликована: 4 ноября 2007г.
Автор статьи: Котов Антон, 2007г.

   Аннотация.
   Статья посвящена анализу гендерных аспектов психосоциальной идентичности братии Тевтонского ордена в Пруссии. Рассматривается эволюция образа Прекрасной Дамы в условиях табуированной сексуальности в среде братии ордена на материале культа св. Варвары: формирование культа и причины почитания ее. Предлагается гипотеза о связи образа патронессы и характера практик поведения по отношению к женщинам «в миру».
   Агиографические сочинения, так же как развивающийся в среде «безмолвствующего большинства» культ самого святого имманентно содержат принципиальные представления и установки своего времени и социальной группы. Рождение нового культа, в свою очередь, отражает определенные изменения в представлениях людей. Исследователи, как правило, особое внимание уделяют идентифицирующей характеристике культа святого (патрона) [9. C 7-10]. Однако рассмотрение этого культа в интерьере социально-экономических и политических реалий, их динамики дает шанс уточнить психосоциальную идентичность агента социального поля, стоявшего за формированием культа того или иного святого.
   Казалось бы, для Тевтонского ордена, верховной патронессой которого была Дева Мария (в статутах ордена- «domus hospitalis Teuthonicorum sancte Marie in Ierusalem»), появление иных святых-покровителей было бессмысленно. Как это уже не раз подчеркивалось в исследованиях, Дева Мария как патронесса была широко распространенной фигурой, чей культ имел общехристианский характер. Чтобы подчеркнуть некую христианскую «самость» корпорации [12. S. 174], братия ордена культивировала образ этой патронессы, традиционно укорененный в рыцарской среде. Появление иных святых покровителей братии ордена свидетельствует об изменении самосознания в общине братии [4. C. 134-135], требующее особого объяснения.
   Сам факт избрания в качестве патрона духовно-рыцарской корпорации, при вступлении в которую давался обет безбрачия, «девы» делает необходимым выяснение соотношения этого культа с культом Прекрасной Дамы, который был одним из важнейших элементов рыцарского этоса [2. 167-168]. Можно предположить, что культ прекрасной дамы выразился в образе Девы Марии [8. C.229], ибо «рыцарь в рясе», совершая во имя нее подвиги в силу обета безбрачия, только так мог осуществить заложенные в нем ценностные ориентации. В таком случае становится понятно, почему все остальные святые-покровители ордена были женщинами, кроме одного – св. Георгия (Победоносца). Это были св. Елизавета, св. Варвара, св. Доротея, св. Катерина, св. Маргарита...   

 

Продолжение статьи «Культ св. Варвары в Тевтонском ордене» на сайте DEUSVULT.RU.

Сайт DEUSVULT.RU представляет собой глубокое и серьезное исследование многовековой истории крестоносного движения, оказавшего сильное влияние на развитие Европы. Авторы рассматривают эту тему в различных аспектах и приводят богатый фактический материал.

 

Количество просмотров: 8700

© 2001- 2017, TEMPLIERS.INFO. Все права защищены.
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта без письменного согласия владельца сайта ЗАПРЕЩЕНО! Email: kontakty[a]deusvult[dot]ru.
При цитировании материалов активная ссылка на сайт TEMPLIERS.INFO обязательна.