ИПИОХ: Военно-монашеские ордена > Орден тамплиеров > Внутреннее устройство ордена Храма
Военно-монашеские ордена
Орден тамплиеров
Тевтонский орден
Средневековые государства
Ближний Восток
Реклама
Средневековые источники
Источники на языке оригинала
Источники в переводе на русский язык
Приложения
Карты, планы, схемы
Миниатюры, фото, иллюстрации
Информация
О сайте ИПИОХ
Контр@Факт
E-mail
ИПИОХ: История ордена тамплиеров - Военно-монашеские орден - ИПИОХ: Молитвенный день и годичный литургический цикл в Тампле

Молитвенный день
и годичный литургический цикл в Тампле
   Судя по тексту Устава, монастырский день, как и предписывают древнейшие "правила Св. Бенедикта" (V век по Рождеству), ставшие основой всех монастырских уставов, разделялся на молитвенные часы и праведный труд во славу Господа. Вовсе не следует думать, что тамплиеры (практически все происходившие из благородных дворянских семей), во времена перемирий занимались только молитвами или бездельничали - физический труд для монаха является одной из высших добродетелей - тут и работа на строительстве укреплений, уход за лошадьми, помощь брату Келарю (монастырскому "завхозу"...), раздача милостыни, уход за больными братьями или людьми, находящимися в госпитале Храма, работа в оружейной и кузне — об этом твердо говорят статьи 279-339 Устава Храма.
Однако, поскольку "Дом", где бы оный не располагался, будь то горы Шотландии или сам Иерусалим, это прежде всего - монастырь, то братья непременно обязаны соблюдать монастырский распорядок дня, связанный с так называемыми "литургическими часами", то есть со временем молитв. Надобно заметить, что в XII-XIII веках течение времени измеряли именно по литургическим часам. Здесь я привожу таблицу соотношения канонических и астрономических часов, данную в авторских комментариях Умберто Эко к роману "Имя Розы". Поскольку разница во времени между Иерусалимом и Северной Италией где происходит действие романа Эко составляет 1 час (и Иерусалим находится значительно южнее), соответственно я сдвинул расписание астрономических часов на 60 минут вперед по сравнению с оригиналом.


- Полунощница (более архаичный термин Бдение) - от 3.30 до 4 часов ночи.
- Хвалитны (старинное название — Утреня) - от 5 до 6 утра; должны кончаться, когда брезжит рассвет.
- Час первый - около 8.30, незадолго до утренней зари.
- Час третий - около 10 утра.
- Час шестый - полдень (это также час обеда).
- Час девятый - от 3 до 4 часов дня.
- Вечерня - около 5.30, перед закатом (по правилу, ужинать следует до наступления темноты).
- Повечерие - около 7. Примерно в 8 монахи ложатся.

   Напомню, что данное расписание канонических часов применялось в бенедиктинских обителях, но в Уставе Храма постоянно упоминаются данные термины, отчего можно сделать вывод, что тамплиеры пользовались общепринятой системой канонических часов.
   Теперь обратимся непосредственно к подразделу Устава Храма с названием "Религиозная жизнь", сделаем из него краткую выжимку и узнаем, как проходил молитвенный день рыцаря (сержанта) Храма.
   "По обычаям нашего Дома каждый день в часовне перед Утреней (Хвалитны - АМ) читают пятнадцать псалмов" (Ст.357). Судя по примечаниям Дж. Аптон-Ворда, переведшего Устав, служба заутрени состояла из шести псалмов, соответствующих по смыслу религиозному празднику или событию данного дня, которые читали дважды и трех гимнов, которые делились на ноктюрны (отдельные части гимнов) между которыми читались часы (отрывки из Святого писания).
   Ежедневно в часовнях читались службы за усопших (как братьев, так и "друзей" Ордена) , как утверждает Устав, читают их "между девятым часом и повечерием в постные дни, а в прочие - между девятым часом и вечерней во все дни кроме Великого Поста" (Ст. 356). В часовнях служили не простые рыцари а рукоположенные священники, коих устав называет "Брат капеллан". Особо указывается (Ст. 354), что "брат Храма не должен исповедоваться никому кроме брата-капеллана, если в том нет крайней необходимости", из чего делается вывод, что священники не имеющие отношения к Тамплю к обрядам в Домах Ордена не допускались или же допускались крайне редко.
   В целом, не особо ревностные братья обязаны были только лишь посещать Святую Мессу, как главное ежедневное богослужение, но поскольку религия для человека того времени являлась "второй жизнью", ревностность среди братьев была вполне естественной и искренней, о чем говорят, например, статьи 15-16 Устава:


     Стало известно нам, и слышали мы сие от надежных свидетелей, что неумеренно и без ограничения слушаете вы божественную службу стоя. Мы не требуем, чтобы вы поступали так, напротив мы не одобряем этого. Но мы повелеваем, что как сильные, так и слабые, дабы избежать беспорядка, должны петь псалм Venite с приглашением, и гимн сидя, и произносить свои молитвы в тишине, шепотом и негромко, дабы молящийся не мешал молитвам других братьев.

     Но в конце псалмов, когда поется Gloria Patri, из почтения к Святой Троице, вы должны встать и поклониться алтарю, а слабые и больные — склонить свои головы. Так мы повелеваем; а когда читаются пояснения Евангелия и поется Te Deum laudamus , и все хвалитны, и заутреня оканчивается, вы должны быть вы должны быть на ногах. Так же мы повелеваем вам стоять на заутренях и на всех службах Богоматери.

   Позднее (в середине XIII века) к этому было добавлено следующее положение (Ст. 359):

     ...Службы, которые читают в часовне, каждому брату следует внимательно слушать, если он в состоянии это делать. <...> Но если недужные братья, когда они не могут слушать службу и приносить поклоны, как здоровые, должны держаться в одной части часовни вместе, позади остальных братьев, и могут сидеть, и так они должны слушать службу с воодушевлением и соблюдать тишину, и это лучшее, что они могут сделать без вреда для своего тела.

Использованные источники:
   Мелвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2003. – 368 с.
   Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров (Upton-Ward, J.M. 1972, The Rule of Templars. Published by The Boydell Press, Woodbridge, Suffolk, UK. /Пер. с англ. Румянцев Петр (Йошкар-Ола), Котенев Валерия (Самара), 2000.)
   Эко У. Имя Розы. - СПб: Симпозиум, 2002. - 632с.

Автор статьи: Андрей Мартьянов, г. Санкт-Петербург, Россия
2002г.
Copyright © 2002,
Андрей Мартьянов
Количество просмотров: 10411

© 2001- 2018, TEMPLIERS.INFO. Все права защищены.
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта без письменного согласия владельца сайта ЗАПРЕЩЕНО! Email: templiers[a]mail[dot]ru.
При цитировании материалов активная ссылка на сайт TEMPLIERS.INFO обязательна.