ИПИОХ: Военно-монашеские ордена > Орден тамплиеров > Тайны и мифы тамплиеров
Военно-монашеские ордена
Орден тамплиеров
Тевтонский орден
Средневековые государства
Ближний Восток
Реклама
Средневековые источники
Источники на языке оригинала
Источники в переводе на русский язык
Приложения
Карты, планы, схемы
Миниатюры, фото, иллюстрации
Информация
О сайте ИПИОХ
Контр@Факт
E-mail
ИПИОХ: История ордена тамплиеров - Военно-монашеские орден - ИПИОХ: Тамплиеры: мифы и реальность. Обзор работ Х. Николсон, М. Барбер, Э. Лорд и Дж. Райли-Смит

Тамплиеры: мифы и реальность.
Обзор работ Х. Николсон, М. Барбера, Э. Лорд и Дж. Райли-Смита

Статья опубликована: 06 января 2008г.
Статья обновлена: 20 января 2008г.
Автор статьи: Стрелецкий А.В., 2008г.

   Предисловие.
   Настоящая работа представляет собой подборку цитат из книги Хелен Николсон «The knights Templar. A new history» 1, а также из трудов других известных историков, таких как Малколм Барбер, Эвелин Лорд и Джонатан Райли-Смит, касающихся некоторых фактов и мифов, связанных с историей ордена тамплиеров. По мнению автора, работа будет полезна всем, кто интересуется историей военно-монашеских орденов.

   Мифы.
     Существует множество широко распространенных мифов об ордене Храма. Один из них заключается в том, что от ордена осталось мало документов. На самом деле, многие из них дошли до наших дней. Центральный архив ордена действительно был утерян: он находился в главной резиденции тамплиеров, вначале в Иерусалиме, затем в Акре, затем (после 1291 г.) на Кипре. После роспуска ордена папой Климентом V в 1312 г. архив перешел во владение госпитальеров. Предположительно он оставался на Кипре и был уничтожен, когда турки-османы захватили остров в 1571 г. 2

     …значительный объем материалов, связанных с орденом тамплиеров сохранился. Орден далек от тайн.
Изобилуют и другие мифы об ордене Храма, например, несправедливо убеждение, что тамплиеры были признаны виновными в 1312 г.; папа Климент V фактически объявил обвинения недоказанными, но распустил орден, поскольку за ним водилась столь дурная слава, что он не мог продолжать свою деятельность.
3

     Орден Храма был уничтожен не из-за того, что он перестал соответствовать своему назначению, был коррумпирован или находился в упадке. 4

     Со времен Средневековья и до наших дней историки разрабатывали следующую «модель» расцвета и упадка ордена тамплиеров: целомудренные идеалы первых рыцарей были попраны, когда орден разбогател и оказался вовлечен в политику; орден стал коррумпирован и жаден, быстро утратил популярность, а, тем временем, Запад потерял интерес к крестовым походам. Поэтому, когда Филипп IV Французский покусился на богатства ордена, никто не защитил его и он был уничтожен. Эта «модель» получила широкое признание, хотя фактически она не соответствует действительности, потому как предлагает соблазнительно простое объяснение упадку ордена, несправедливому и необъяснимому иными способами. 5

     Вальтер Скотт и Джордж Макдональд создали неправдоподобный образ тамплиеров в художественной литературе, но некоторые авторы сознательно разрабатывали миф о тамплиерах с политическим или религиозным умыслом, при этом, чтобы доказать свою правоту, они даже подделывали документы. Масоны Германии утверждали, что орден тамплиеров был тайным обществом, обладавшим эзотерическим знанием, и что он был уничтожен, т.к. Филипп IV хотел его заполучить. В 1796 г. Шарль Луи Каде де Косикур (Charles Louis Cadet de Cassicour) изобразил орден тамплиеров как часть тайного общества, которое стояло за Великой Французской революцией и казнью Людовика XVI, осуществленной в качестве отмщения за смерть Жака де Моле в 1314 г. Подобные авторы следовали примеру первых обвинителей тамплиеров, которые умело использовали их положение в собственных интересах.
     Наиболее влиятельным из авторов, преследовавших историко-религиозные цели, был Джозеф фон Хаммер Пургшталь (Joseph von Hammer Purgstall) 6 , опубликовавший в 1818 г. труд под названием «The Mystery of Baphomet Revealed» . Хаммер хотел дискредитировать масонов и критиковал «тамплиерских масонов» 7 с целью подорвать все движение в целом. Он утверждал, опираясь на археологические данные, подделанные предшествующими исследователями, и литературные источники, такие как романы о Граале, что тамплиеры были гностиками и что «голова тамплиеров» была гностическим идолом, называвшимся «Бафомет». Он не принимал во внимание тот факт, что гностики не поклоняются идолам и что «Бафомет» - просто старофранцузское искажение имени Магомет. 8

     В последнее время мнимое тайное знание тамплиеров стали связывать с Туринской плащаницей, реликвией, находящейся в Туринском соборе, которую некоторые почитают как плащаницу Христа. В 1978 г. было выдвинуто предположение, что эта плащаница, изображающая главу Христа, могла быть знаменитой «головой тамплиеров». Современные научные исследования, опубликованные в 1989 г., датируют реликвию четырнадцатым столетием. Вероятно, ее появление относится к 1320 или 1330 гг. (после роспуска ордена тамплиеров). 9

     Тамплиеры не были особенно скрытными – не более, чем другие монашеские ордена своего времени, и, конечно, не более, чем другие крупные военно-монашеские ордена, такие как орден св. Иоанна и Тевтонский орден. 10

     Возможно, тамплиеры особенно настойчиво удаляли с капитулов людей, которые не состояли в ордене, но свидетельств тому нет. 11

   Хронисты ордена.
   Хотя тамплиеры и не вели собственной хроники, мы можем почерпнуть сведения о них из трудов современников.
   Архиепископ Тира Гийом – один из ведущих хронистов Латинского Востока. Его труд "История деяний в заморских землях" ("Historia rerum in partibus transmarinis gestarum") является одним из главных источников информации о Латинском Востоке.
     Им [девяти бедным рыцарям, основателям ордена тамплиеров] негде было расположиться, потому король Балдуин II (1118-1131) предоставил им свою резиденцию в южной части «Храма Господа» (эта резиденция была мечетью Аль-Акса, которую крестоносцы называли «Храмом Соломона). 12

     Описывая деяния тамплиеров после 1150 г. [Гийом Тирский] почти не упоминал об успехах тамплиеров, умалял их доброе имя и подчеркивал неудачи. Анализ свидетельств Гийома и сопоставление с другими, зачастую более современными источниками, доказывает, что его взгляд на военно-монашеские ордена не был объективным. 13

     Главным идеологом ордена был Бернард, аббат Клерво… Бернар был одной из наиболее влиятельных фигур своего времени. Он присутствовал на соборе в Труа, на котором орден тамплиеров был официально учрежден церковью, и Гуго де Пейен, первый магистр ордена, попросил его написать ободряющую проповедь для рыцарей. В итоге Бернард создал послание «Похвала новому рыцарству». Он объявил, что братья желают погибнуть за Христа в борьбе с неверными. 14

     Однако Бернард приобрел влияние только после появления ордена. Исчерпывающее исследование показывает, что современники не были уверены, когда, почему и благодаря кому появился орден Храма. 15

     Письмо Бернарда было широко распространено и вероятно использовалось многими другими современными авторами. Ордерик Виталис, английский монах из Нормандии, назвал братьев «восхитительными рыцарями», которые «ежедневно претерпевали мученичество». Отто, епископ Фрейзена, писавший в середине 1140х гг., подражая Бернару, именовал орден «новым видом рыцарства». Ансельм, августинский каноник и епископ Хавельбурга (в северо-западной Германии), писавший в то же время, называл братьев «святыми мирянами». Однако он добавлял, что согласно постановлению папы новый орден был равен монашескому… 16

   Жизнь на Востоке.
     Военно-монашеские ордена играли существенную роль во всех военных походах на св. Землю с 1128 г. до окончательной потери св. Земли в 1291 г. и содействовали походам на Египет... 17

     Трудно сказать, сколько тамплиеров находилось на Латинском Востоке... Предположительно, ордена Храма и Госпиталя могли каждый выставить на поле боя армию из трехсот братьев, рыцарей и вооруженных сержантов (воинов, не имевших рыцарского звания), равно как и наемников или наемных солдат. 18

     Гарнизоны замков военно-монашеских орденов располагали малым числом братьев и значительными силами наемников. В галилейском замке тамплиеров в Сафете в 1260х гг. находилось 50 братьев-рыцарей, 30 вооруженных братьев-сержантов, 50 туркополов (местных плохо вооруженных наемников) и также 300 наемных лучников.19

     В ордене существовала традиция называть высшее должностное лицо «командор» (по-латински - preceptor), что вызывает проблемы у современных историков, которые воссоздают структуру ордена.20

     Штандарт тамплиеров назывался baucant (пегий) - с черной и белой полосами. На разных иллюстрациях, сделанных современниками тамплиеров, наблюдается расхождение в окраске верхней и нижней частей знамени. Мэтью Пэрис (Matthew Paris), хронист из Сант-Альбанского аббатства, изображает его с верхней черной и нижней белой полосами; на фресках церкви тамплиеров в Сан Бевьяте (Перуджа) верхняя полоса (с крестом) белая, а нижняя – черная.21

   Жизнь на Западе.
     Военно-монашеские ордена, важнейшим из которых был орден тамплиеров, тратили огромные средства на укрепление своих замков и поддержку гарнизонов на Востоке, потому по всей Европе они получали владения, которые снабжали их ресурсами.
Конечно же, стоимость вооружения была очень высокой…Они были абсолютно зависимы от того, что европейские владения могли предоставить…
22

    Большинство населения, проживавшего в западных командорствах [ордена тамплиеров] составляли люди, которые никогда не сражались с мусульманами, т.к. это не входило в их обязанности.
Сержанты, не участвовавшие в боевых действиях, и братья-служители занимались хозяйственными работами: плотничеством, животноводством, кузнечным делом и строительством.
23

    Остальные, проживавшие в командорствах, были отшельниками, слугами или ветеранами. 24

    Командорство тамплиеров одновременно являлось сельскохозяйственным и/или промышленным и/или торговым центром. Кроме того, там ежедневно исполнялись религиозные обряды. 25

   Печати магистров.
     Иерархи военно-монашеских орденов имели собственные печати для утверждения документов, одобренных орденом. Печать великого магистра ордена Храма была двусторонней: на одной стороне был изображен круглый купол Церкви Святого Гроба, на другой – символ ордена – два рыцаря на одном коне. Также существовала малая односторонняя печать, на которой изображался круглый купол Церкви Святого Гроба. 26

    На печатях командора Зуплингенбурга, Отто Брауншвейгского, изображен лев, на печати Вильяма, магистра тамплиеров в Венгрии и Славонии, датированной 1297 г., изображен крылатый грифон; на печати Бертрама фон Есбека, магистра ордена в Германии, 1296 г., изображался орел с двумя шестиконечными звездами. 27

    На печатях братьев Видекинда, магистра тамплиеров в Германии, 1271 г., и брата Фридриха Вильдерграва, 1289 г., была изображена глава Спасителя. 28

    На печати руководства ордена в Йоркшире, около 1300 г., изображена башня с остроконечной кровлей. На печати брата Рустана де Конса, командора ордена Храма в Ричиренчесе, 1232 г., - рыцарь на коне, держащий щит с крестом: вероятно это св. Георгий.
    На печати брата Бертрана де Бланшфора, магистра ордена, 1168 г., изображено два рыцаря на одной лошади, а на другой стороне – круглый купол.
29

    На печатях магистров ордена Храма в Англии: Эмири де Сен Мора, 1200 г., Роберта Сэндфорда, 1241 г., Ричарда Гастингса, 1160-1185 гг., и Вильяма де ла Мора, 1304 г., изображен «agnus Dei» - агнец Божий. 30

   Связи с мусульманами.
     Обвинение тамплиеров в связях с мусульманами основано на реальных фактах.
    Такие дипломатические контакты и предусмотрительные отношения с серьезным противником входили в стратегию борьбы тамплиеров за становление христианства на Востоке. Перемирия и соглашения позволяли христианским государствам восстанавливаться и продолжать борьбу [с мусульманами]. Тот факт, что исламские авторы всегда радовались неудачам тамплиеров и изображали их зловещими врагами ислама говорит, о том, что, несмотря на мирные договоры и дружелюбие, на самом деле тамплиеры всегда были верны своему призванию фанатичных воителей Христа.
31

    После Хаттинской битвы, состоявшейся 4 июля 1187 г., в результате которой армия Саладина разбила войско Иерусалимского короля, а король Ги32 и другие христианские военачальники были взяты в плен, Саладин казнил всех захваченных тамплиеров и госпитальеров.33

    Подобно монархам святой земли, христианские правители Испании также заключали союзные договоры с мусульманами против других христиан.34

    После 1187 г. представитель белого духовенства, Уолтер Мэп (Walter Map) сделал несколько замечаний о призвании тамплиеров.
    Мэп слышал истории, которые свидетельствуют, о том, что тамплиеры не желали мира или обращения мусульман; они хотели сражаться с ними до конца.
35

   Имущество тамплиеров.
     …реальный процесс пожертвований орденам различался в разные периоды. Были периоды, когда европейские жертвователи относились к ним очень великодушно. Тогда устанавливался стабильный источник доходов. Потому как если семья была привязана к конкретному командорству, которое распоряжалось держанием или рядом держаний, то многие поколения этой семьи поддерживали его, а члены семьи вступали в это командорство…Когда западная Европа стала богаче, а она стала гораздо богаче в 12 и 13 вв., количество пожертвований сократилось. 36

   С течением времени тамплиеры испытывали все большие экономические проблемы.
   Благотворительные пожертвования уменьшались с ростом политической стабильности на христианском Западе, личные представления о благочестии приходили на смену установленным. Изменилась и государственная политика – запрещалось делать земельные пожертвования без разрешения короля.
    Эти преобразования сказались на уменьшении доходов монашеских орденов в начале XIV столетия. Они происходили в то же время (и, частично, как результат) инфляции, понизившей ценность денежных рент… 37

    Они [военно-монашеские ордена] получали доход в сельской местности не только от фермерства, но также от денежных рент, коммерческой деятельности и торговли. 38

    Прибывший в Акру в 1275 г. Гийом де Боже узнал, что орден «находился в худшем, чем когда-либо состоянии, затраты были велики, а поступлений почти не было, т.к. его владения были полностью разорены султаном». 39

    На протяжении 1260-х гг. жители святой земли с негодованием наблюдали, как крестоносцы Европы принимают участие в папских войнах на Сицилии, в то время как их крепости сдаются одна за другой под неумолимым натиском берберов. 40

    В течение XIII столетия короли Арагона все чаще и чаще выражали недовольство тем, что военно-монашеские ордена не выполняли свои обязательства. Им действительно не хватало средств из-за потерь на святой земле и снижения числа пожертвований всем монашеским орденам в Западной Европе. Командорства тамплиеров не располагали большими средствами. Дом тамплиеров в Уэске (Huesca) «по-видимому рассчитывал вооружить лишь семерых рыцарей и трех сержантов во исполнение военных обязанностей…». 41

    …инвентаризация 1308 г. показывает, что хозяйство тамплиеров находилось в беспорядке и разорении.
…нет свидетельств роскоши и богатств, в обладании которыми уличали тамплиеров.
    Но сравнение стоимости товаров [ордена Храма] с ценами на остальные продукты, произведенные в XIV в., показывает, что продукция тамплиеров скорее находилась в одном ценовом сегменте с крестьянской, нежели с той, что поставлялась монорными домашними хозяйствами.
42

   Архитектура тамплиеров.
    Начиная с 1250-х гг. светские нобили отдавали и продавали тамплиерам и госпитальерам свои наделы, т.к. не могли более сами содержать и защищать их. 43

    Тамплиеры владели 14 укреплениями и двумя другими держаниями на Иберийском (Пиренейском) полуострове на протяжении XII и XIII столетия. 44

    Тамплиеры содержали пять крепостей и имели 14 других держаний в Восточной Европе. 45

    Большинство [церквей тамплиеров] было построено в местном стиле, даже в том случае, когда они возводились с основания. Очевидно, эти [военно-монашеские] ордена предпочитали нанимать местных рабочих, а не привозить собственных архитекторов и строителей издалека. 46

    Одним из характерных строений тамплиеров является церковь с круглым нефом, предположительно создававшаяся наподобие Храма Соломона. Это не означает, что все церкви тамплиеров имели круглые нефы, или что все церкви с круглыми нефами принадлежали тамплиерам. 47

    Перечень затрат [на лондонский Тампль в 1308 г.] включал в себя заработную плату рабочих, нанятых орденом до арестов. Адам, Зодчий (Adam the Mason) получал 4 пенни в день. Поскольку он один был записан в реестрах как строитель, вероятно, он занимался отделкой, а не строительной работой как таковой. 48

   Тамплиеры в роли банкиров.
    Тамплиеры предусматривали ряд специальных финансовых услуг для царствующих особ. Эти услуги могли варьироваться от предоставления ссуд и надзора за драгоценностями до управления королевской казной, как во Франции. Орден тамплиеров не являлся банком в современном понимании этого слова, т.к. его финансовые операции были лишь побочной деятельностью, вытекавшей из необходимости хранить и перемещать большие объемы наличных денег по христианскому миру. Деньги, отданные тамплиерам под залог, не объединялись в общий фонд и не вкладывались орденом в другие операции, но оставались в личных хранилищах владельцев в орденской казне, и не были доступны без их разрешения. 49

    Миряне использовали все монашеские ордена в качестве надежных хранилищ ценностей и занимали у них наличные деньги в случае необходимости. Тамплиеры стали особенно широко известны подобными финансовыми операциями по той причине, что их услугами по сбору, хранению и транспортировке денег пользовались короли: орден разработал систему сбора, надежного хранения и переправки больших денежных сумм денег и других ценностей с Запада на Восток. 50

    Все монашеские ордена давали деньги под залог, но, поскольку христианам было запрещено взимать проценты (т.е. заниматься ростовщичеством), им приходилось искать другие пути погашения стоимости займов. Сделать это можно было разными способами.
    В некоторых заемных соглашениях, заключенных при участии ордена тамплиеров, существовало положение о том, что, в случае понижения курса валюты в период между получением и погашением займа, при возврате долга заемщик должен добавить фиксированную сумму в качестве компенсации потерь кредитора. Поскольку эта сумма оставалась постоянной, вне зависимости от изменения валютного курса, есть основания полагать, что в эту фиксированную сумму включались процентные платежи. Кроме того, в случае передачи земли ордену в качестве залога, в заемных обязательствах оговаривалось, что продукция, получаемая с этой земли, не входила в стоимость возмещения долга. Сетования на жадность тамплиеров предположительно обусловлены этими положениями, хотя никто не отмечал займы, как особую причину недовольства.
51

   Флот тамплиеров.
    У тамплиеров действительно были корабли, служившие для перевозки братьев, пилигримов и провианта по Средиземному морю с Запада на Восток и обратно, но если брать в расчет морские ресурсы, которыми располагал орден Госпитальеров (после 1312 г.), можно сделать вывод, что у них было не более четырех галер и несколько других судов, а если требовалось больше кораблей, их нанимали. Разумеется, тамплиеры не могли позволить себе использовать корабли для организации экспедиций, в любом случае, они не были настолько надежны, чтобы пересечь океан, а запасов воды хватало всего на несколько дней. Орден обладал обширными ресурсами, но всегда располагал небольшим движимым капиталом, который необходимо было вкладывать в содержание укреплений и гарнизонов на Востоке. 52

    Доходы, полученные тамплиерами на Западе, переправлялись на Восток. В научных кругах дискутировался вопрос, действительно ли орден перемещал обналиченные сбережения, но согласно последним исследованиям наличные деньги действительно перевозились с Запада на Восток. Следовательно, тамплиерам нужны были суда для переправки собственного имущества, сельскохозяйственной продукции, лошадей и военного контингента на Восток. Кроме того, они организовали надежную систему доставки пилигримов в святую землю, которая была безопаснее и дешевле коммерческих перевозок. Для этого тамплиерам были нужны тяжелые транспортные суда, а не военные корабли. Большинство сохранившихся данных о мореплавании тамплиеров дошло до нас из важных портовых и королевских документов, дававших разрешение на вывоз товаров. В Ла-Рошели, на западном побережье Франции в двенадцатом веке тамплиерам было предоставлено несколько виноградников, где они производили вино для собственного потребления и на экспорт; несмотря на то, что реестр их домов утерян, документы порта Ла-Рошель свидетельствуют о том, что тамплиеры экспортировали вино кораблями. Эти корабли нельзя назвать флотом в современном понимании: как уже говорилось, они должны были быть скорее транспортными, чем военными, и при необходимости тамплиеры нанимали их, чаще, чем приобретали собственные.
    В иерархических статутах входивших в Устав, начиная с XII столетия (статуты появились не позднее 1187 г.), упоминается об орденских кораблях, находившихся в Акре (пункт 119), но не устанавливается, сколькими кораблями владел орден. После 1312 г. орден св. Иоанна принимал активное участие в морских операциях, которые возглавлял адмирал, однако орден располагал лишь четырьмя галерами, наряду с другими судами. Маловероятно, что у тамплиеров было больше галер, чем у госпитальеров. Корабли должны были быть очень небольшими по современным меркам и с малым водоизмещением. Они плавали слишком медленно, чтобы противостоять штормам и ветрам открытой Атлантики и годились лишь для использования на мелководьях континентального шельфа. Кроме того, корабли не могли брать на борт достаточно воды, чтобы находиться в пути долгое время.
53

    …тамплиеры и госпитальеры сопровождали [короля Арагона Хайме I (1213-1276)], когда он отправился в крестовый поход в 1269 г., однако ему пришлось повернуть назад из-за плохих погодных условий. Во время путешествия пришло в негодность рулевое весло корабля тамплиеров, и Хайме отдал им запасное весло со своего судна, вопреки рекомендациям советника, который полагал, что тамплиеры должны были запастись собственным оснащением. 54

    Самые ранние упоминания о кораблях тамплиеров, располагавшихся за пределами Иерусалимского королевства, относятся к первым десятилетиям XII века. Эти корабли находились в Константинополе и в Бискайском заливе. В 1224 г. король Англии Генрих III нанял у тамплиеров «Великий корабль» («Great Ship»), и его капитана, брата Томаса, из испанского Тампля, для участия в войнах с Францией. Позже Генрих III купил этот корабль у магистра ордена Храма в Испании за 200 марок и оставил себе. Исходя из того, что тамплиеры могли позволить себе уступить «Великий корабль» можно сделать вывод, что они располагали несколькими кораблями в Испании. Как было упомянуто выше, в описании неудавшегося крестового похода, арагонские тамплиеры сопровождали короля Арагона Хайме I, когда он направил парус на Восток, но рулевое весло их корабля сломалось, и у них не оказалось запасного. Это говорит не в пользу выдающихся военно-морских достижений тамплиеров или больших инвестиций ордена в мореходство. 55

    Брат-сержант Роже де Флор [Роджер де Блюм], командовавший кораблем «Сокол», помогал эвакуировать людей из Акры в 1291 г. Будучи уличен в корыстных интересах и приговорен к повешению, он покинул «Сокол» в Марселе. 56

    Тот факт, что на испанском «Великом корабле» тамплиеров имелся капитан, брат Томас, который не покинул его и после приобретения судна Генрихом III, позволяет реконструировать организацию орденского флота. Теоретически корабли принадлежали ордену, но использовались в качестве самостоятельных организационных единиц под управлением братьев, которые были опытными моряками. Когда они не были нужны ордену для транспортировки пилигримов или провианта, их использовали в частных целях и коммерческих предприятиях. 57

    Кроме того, Папа Николай IV приказал магистрам Храма и Госпиталя создать флот, и в январе 1292 г. он уполномочил их использовать свои корабли для содействия армянам. В 1293 г. тамплиеры и венецианцы снарядили в Венеции шесть галер, чтобы помочь защитить Кипр от мусульман: 4 венецианских и 2 орденских корабля. Флот из двух кораблей не производит впечатления, особенно если учесть, что тамплиеры не могли себе позволить большего для столь важного проекта. 58

    Паломнический флот тамплиеров находился в Марселе. В 1233 г. они получили право приставать там и брать пилигримов на святую землю, но после протеста местных судовладельцев это право было ограничено двумя кораблями в год, отправлявшимися на Пасху и в августе. В них разрешалось перевозить до полутора тысяч пилигримов и держать в порту один корабль для собственных нужд. 59

    Главный флот тамплиеров находился в Ла-Рошели, и этот флот не участвовал в военных операциях, но входил в состав морских коммуникаций ордена, связывавших Британские острова с континентом. Нам известны типы и названия по меньшей мере двух кораблей, ходивших из Ла-Рошели к южному побережью. В 1230 г. Генрих III дал разрешение взять вино и продовольствие на корабль тамплиеров «Тамплиер» («La Templere»), шедший из Ла-Рошели на материк. Немного позже магистру и братьям Храма было выдано разрешение на вход в порт судна под названием «Канюк» («La Buzzard»). (Calender of Patent Rolls, 1225-1232). 60

    Тогда как официальные портовые реестры свидетельствуют о том, что констеблю крепости Дувр было приказано снарядить корабль для тамплиеров. 61

   Процесс тамплиеров.
   Обвинения.
    Новый советник Филиппа IV, Гийом де Ногаре, сфабриковал следующие обвинения против папы Бонифация: он был еретиком, он практиковал симонию и содомию, он был избран нечестным путем, его советником был дьявол, и он верил, что у французов нет души. 62

    Изначальные обвинения 1307 г. были скомпилированы неким Эскью де Флорианом из Безьера, приором Монфоко. 63

    Обвинения Эскью походили на те, что были предъявлены ведущим политическим фигурам того времени, таким как папа Бонифаций VIII и Уолтер Лэнгтон. В таком случае, эти обвинения, вероятно, были спровоцированы личной обидой, которая не имела с ними никакой связи. 64

   Обвинение в содомии.
    Обвинение в содомии было традиционным, оно фигурировало во многих делах влиятельных людей, таких как папа Бонифаций… почти никто из тамплиеров не сознался в подобных деяниях. 65

    …истории не известно публичных сексуальных скандалов, связанных с орденом тамплиеров, в отличие от ситуации с другими монашескими орденами.
    В ордене Храма не было скандалов, сопоставимых, например, с событиями, происходившими в мужском доминиканском и женском монастырях в Заморье, где монахи, очевидно, считали женскую обитель местом для развлечений. Никто не писал историй о тамплиерах, подобных скандальному творению французского поэта Рутэбуэ о «Брате Денисе», посвященному францисканцам, которое повествует о монахе, который соблазнил молодую девушку, говоря ей, что она спасет свою душу, если выполнит все, что он ей скажет. Тамплиеров, в отличие от тевтонских рыцарей, никогда не обвиняли в насилии над женщинами.
    Сексуальные отношения с мужчинами приводили к моментальному исключению из ордена Храма. Единственный случай содомии, связанный с орденом, привел к тюремному заключению двух виновных, третий же сбежал и присоединился к мусульманам. Даже во время процесса над орденом тамплиеров, когда братьев насильно заставляли признаваться в содомии, очень немногие согласились на это: из всех показаний, данных на процессе (в общем, более девятисот), я нашла только три признания в содомии, которые с моей точки зрения могут быть обоснованными. Это необыкновенно мало для большой международной организации, учитывая, что современники считали гомосексуализм обычной практикой в традиционных монашеских орденах, таких как бенедиктинский и цистерцианский.
66

   Обвинение в ереси.
   Хотя в современной исторической среде нет единого мнения относительно виновности тамплиеров в ереси, большинство ученых полагает, что тамплиеры не были вероотступниками.
    Вне зависимости от прочтенной литературы, у нас не может не создаться впечатление, что тамплиеры не были виновны в большинстве выдвинутых против них обвинений. 67

    Уолтер Мэп, знавший множество унизительных историй о тамплиерах, госпитальерах, папах и цистерцианцах, также повествует несколько историй, в которых тамплиеры предстают истовыми христианами. 68

    Доказательств причастности тамплиеров к еретическому движению в Европе нет. 69

    Невиновность тамплиеров перед обвинениями, выдвинутыми против них в 1307-1308 гг. была установлена после выхода работы Генри Чарльза Ли, опубликованной в 1889 г. Сейчас историки считают обвинения проявлением политической пропаганды. 70

    Неприязнь Мэтью Пэриса к орденам тамплиеров и госпитальеров частично обусловлена их взаимоотношениями с королем Генрихом III, которого Мэтью не любил и чью политику он осуждал. В то же время, критицизм Гийома Тирского и Уолтера Мэпа был частично обусловлен отношениями орденов с папством и их избавлением от епископской власти. Когда ордена полагались на содействие и покровительство монархов, им трудно было избежать критики. 71

   Обвинения в колдовстве.
    Вплоть до одиннадцатого столетия Церковь не воспринимала колдовство и магию всерьез: когда язычество было искоренено в Западной Европе, колдовство стало рассматриваться чем-то вроде набора суеверий для развлечения пожилых женщин. Оно могло быть опасным, но не представляло большой угрозы обществу в целом. Однако, с обнаружением античных и арабских научных трудов в толедской библиотеке (захваченной Альфонсо VI Леоно-кастильским в 1085 г.), отношение к колдовству изменилось. Вместе с научными трактатами там было найдено несколько текстов о магии, базировавшихся на математике и изучении звезд и планет, а также на природных свойствах растений, камней и животных. 72

    В средние века более всего в использовании магии уличали белое духовенство.
    Другое сообщество, особенно интересовавшееся колдовством, состояло из литераторов и образованных чиновников, формировавших основу королевского правительства.
73

    Нет никаких оснований для заявлений, что тамплиеры располагали каким-либо научным знанием, и конечно, их нельзя обвинить в знании магии; средневековая магия была наукой образованного меньшинства, она записывалась и исследовалась на латыни, тогда как тамплиеры были по большей части разительно безграмотны… 74

    Большинство братьев ордена составляли выходцы из неродовитых рыцарских фамилий или люди, вообще не принадлежавшие к рыцарскому сословию, многие из них занимались ремеслом или обычными сельскохозяйственными работами, например выпасом овец и крупного рогатого скота. 75

    В большинстве своем эти люди не были образованы; рыцари и помещики умели читать на родном языке, но не на латыни. 76

    На Западе членами ордена были монахи, которые твердо придерживались своих обетов целомудрия, бедности и послушания, соблюдали порядок на территории командорств и исполняли свои послушания. В материалах 1308 г. нет доказательств какой-либо интеллектуальной или литературной деятельности тамплиеров. 77

   Обвинения в идолопоклонничестве.
    Большинство свидетелей отрицало все обвинения, связанные с идолопоклонничеством (статьи 46-58), исключение составили несколько тамплиеров Франции. Их описания идолов всегда отличались друг от друга. Важно, что даже, несмотря на детальные инвентаризации, которые были проведены в различных владениях тамплиеров во Франции и на Кипре и в других местах, нигде не было найдено ничего, что хоть как-то напоминало идол. 78

    Свидетельства о том, что тамплиеры чтили голову (а не поклонялись ей) были справедливы, так как орден почитал мощи по меньшей мере двух мучениц, св. Ефимии и одной из святых девственниц, замученных вместе со св. Урсулой, сначала на Востоке, а потом и в Париже. Эти реликвии были хорошо известны и чтимы современниками. 79

    Так называемая "голова тамплиеров" была, вероятно, главой св. Ефимии. Досмотрщик ордена и два рыцаря заявили во время процесса на Кипре, что они не слышали ни о каких идолах в ордене, но орден обладал главой св. Ефимии. 80

    Брат Гийом из Арребле, один из чиновников короля Франции Филиппа IV, свидетельствовал, что в алтаре Тампля в Париже он часто видел серебряную голову и что ведущие иерархи ордена гордились ее обладанием. Он понял, что это была глава одной из одиннадцати тысяч дев, которые погибли вместе со св. Урсулой в Кельне. 81

   Вердикт истории.
    Если осуждения тамплиеров не имели основания для критики последних и, в сущности, ничем не отличались от стандартных для своего времени обвинений, почему же им верили? На этот вопрос можно дать два ответа. Во-первых, вряд ли кто-либо вне французских владений принимал их всерьез. Во-вторых, в пределах Франции обвинения во многом основывались на реальных деяниях тамплиеров. 82

    Короче говоря, обвинения сфабриковали так искусно, что слабые стороны ордена были налицо, а защита не представлялась возможной. 83

    Уничтожение ордена тамплиеров является наглядным примером деятельности государственной машины на ранней стадии формирования, в условиях, когда власть, испытывая недостаток в наличных средствах и рассчитывая на большие денежные сборы, контролирует инквизицию, а папство само нуждается в защите. 84

Иллюстрации:

   Отсутствуют.

_______________________

   1. В процессе работы использовались материалы статьи "A History of the Knights Templar" сайта "Grand Lodge of British Columbia and Yukon" (http://www.freemasonry.bcy.ca/anti-masonry/templars.html) (здесь и далее прим. автора).
   2. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 8.
   3. Ibid., p. 12.
   4. Ibid., p. 236.
   5. Ibid., p. 240.
   6. Пургшталь «Тайна Бафомета раскрыта».
   7. «Templar masons» - «тамплиерские масоны», или так называемые «голубые масоны». Современные масонские общества делят себя на тех, кто признает происхождение организации от ордена Храма («голубых масонов»), и тех, кто такое преемничество отрицает («красных масонов»). Подробнее о тамплиерской масонской традиции см. Л. Тихомиров «Религиозно-философские основы истории», а также Дж. Ридли «Фримасоны».
   8. Ibid., p. 242.
   9. Ibid., p. 244.
   10. Ibid., p. 13.
   11. Ibid., p. 14.
   12. Ibid., p. 23.
   13. Ibid., p. 87.
   14. Nicholson H., Knights of Christ? (http://www.the-orb.net/encyclop/religion/monastic/knights.html)
   15. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 29.
   16. Nicholson H., Knights of Christ? (http://www.the-orb.net/encyclop/religion/monastic/knights.html)
   17. Ibid.
   18. Nicholson H., The knights Templar. A new history, pp. 53-54.
   19. Ibid., p. 62.
   20. Ibid., p. 117.
   21. Ibid., p. 118.
   22. Райли-Смит Дж., интервью телеканалу "ВВС".
   23. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 128.
   24. Ibid., p. 136. Имеются ввиду пожилые братья, которые не могли продолжать воевать на Востоке и отправлялись на покой в европейские командорства ордена.
   25. Ibid., p. 137.
   26. Ibid., p. 114.
   27. Ibid., pp 108-109.
   28. Ibid., p. 119.
   29. Ibid., pp. 114, 116.
   30. Ibid., pp. 177, 180.
   31. Ibid., pp. 79-80.
   32. Ги де Лузиньян, король Иерусалимского королевства. Потерпел поражение в битве при Хаттине.
   33. Ibid., p. 54.
   34. Ibid., p. 90.
   35. Ibid., p. 37.
   36. Райли-Смит Дж., интервью телеканалу "ВВС".
   37. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 178.
   38. Ibid., p. 188.
   39. Ibid., p. 83.
   40. Ibid., p. 85.
   41. Ibid., p. 98.
   42. Lord E. The Knights Templar in Britain, pp. 96, 43, 98.
   43. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 59.
   44. Ibid., p. 92.
   45. Ibid., p. 104.
   46. Ibid., p. 158.
   47. Lord E. The Knights Templar in Britain, p. 25.
   48. Ibid., p. 26.
   49. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 162.
   50. Ibid., p. 188.
   51. Ibid., pp. 189-190.
   52. Ibid., p. 12. В книге Малькольма Барбера «The New Knighthood» названы два корабля: «Сокол» («the Falcon») и «Роза тамплиеров» («the Templar Rose»). Пирс Пол Рид в своем труде «Тамплиеры» упоминает о восемнадцати галерах, не перечисляя их поименно.
   53. Ibid., pp. 191-192.
   54. Ibid., p. 97.
   55. Ibid., pp. 192-193.
   56. Ibid., p. 193.
   57. Ibid., p. 194.
   58. Ibid., p. 199.
   59. Barber М. Supplying the Crusader states, p. 322.
   60. Lord E. The Knights Templar in Britain, p. 120.
   61. Ibid., p. 121.
   62. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 201.
   63. Ibid., p. 214. История о неких Эскине де Флориане и Ноффо Деи в частности упоминается во флорентийской «Новой хронике» Джованни Виллани. Генри-Чарльз Ли в труде «История инквизиции» утверждает, что история об осужденных на смертную казнь тамплиере-отступнике Скине де Флориане и флорентийце Ноффо Деи, которые якобы первыми возвели обвинения на тамплиеров и тем самым спасли себе жизнь, вероятно «есть плод досужей фантазии современного летописца», основываясь на том, что такие «хорошо осведомленные современники» процесса, как Бернар Ги и Жан де С.-Виктор не упоминают об этой истории. Хотя Ли признает существование Ноффо Деи, который помогал Гийому де Ногаре собирать и фабриковать обвинения против тамплиеров. Алэн Демурже в статье «Тамплиеры и инквизиция» отмечает, что Эскью де Флойран (или Флойрак де Биттери) был ошибочно представлен хронистом Амори Оже как горожанин Безьера, хотя он родился в Аженуа и был приором Монфако в Периге.
   64. Ibid., p. 215.
   65. Gilmour-Bryson A. The Templar Trials: Did the System Work?, p. 47.
   66. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 140.
   67. Gilmour-Bryson A. The Templar Trials: Did the System Work?, p.42.
   68. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 141.
   69. Ibid., p. 158.
   70. Ibid., p. 207. По данному вопросу также см. Henry Charles Lea, A History of the Inquisition in the Middle Ages (3 т., New York, Macmillan, 1887-1889 и переиздания), т.3. с.334. Также см. 'Propaganda in the Middle Ages: the Charges Against the Templars, Nottingham Medieval Studies, 17 (1973), pp. 42-57.
   71. Ibid., p. 178.
   72. Ibid., p. 209.
   73. Ibid., p. 212.
   74. Ibid., p. 12.
   75. Ibid., p. 2.
   76. Ibid., p. 3.
   77. Lord E. The Knights Templar in Britain, p. 108.
   78. Gilmour-Bryson A. The Templar Trials: Did the System Work?, p. 48.
   79. Nicholson H., The knights Templar. A new history, p. 213.
   80. Ibid., p. 147.
   81. Ibid., p. 149.
   82. Ibid., p. 213.
   83. Ibid., p. 214.
   84. Riley Smith J. The Crusades. A History, p. 249.

Библиография
Литература
   Ли Г.-Ч. История инквизиции. В 3 Т./ Пер. А. Башкирова СПб 1912 Брокгауз-Евфрон
   Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамлиеров/ Пер. с франц. Журавлева Д.А.; Дело тамплиеров/ Пер. с франц. Чудинова Е.В./ Марсель Лобе, Ги Фо. - М.: Вече; СПб.: Евразия, 2007. 320 с. - (Terra Historica).
   Рид П. Тамплиеры/ Пер. с англ. Абашкина В.М. - М.: АСТ, 2005. - 410 с.
   Ридли Дж. Фримасоны/ Пер. с англ. Н. Караева М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
   Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории/ Составление, предисловие и примечания М.Б. Смолина. - М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2004. - 688 с. - (Библиотека истории и культуры).
   Barber M. Propaganda in the Middle Ages: the Charges Against the Templars// Nottingham Medieval Studies. 17 (1973). сс. 42-57
   Barber M. The New Knighthood. A History of the Order of the Temple. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
   Barber М. Supplying the Crusader states. The Horns of Hattin/ Ed. B.Z. Kedar. London: Variorum, 1992, Р. 314-326
   Gilmour-Bryson A. The Templar Trials: Did the System Work?// The Medieval History Journal 2000; 3; 41 сс. 41-65
   Lea Henry C. A History of the Inquisition in the Middle Ages. New York, Macmillan, 1887-9
   Lord E. The Knights Templar in Britain. Harlow: Pearson Education Limited, 2002.
   Nicholson H. The Knights Templar. Stroud: Sutton Publishing Limited, 2001.
   Riley Smith J. The Crusades. A History. NY: Yale University Press, 2005

Электронные ресурсы
   Виллани Дж. Новая хроника/ Пер. с ит. Юсим М.А. [Электронный ресурс] / «Восточная литература». - Электрон. дан - [Б.м.], [2007] - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Villani_G/framepred.htm. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
   Демурже А. Тамплиеры и инквизиция/ Пер. с фр. [Электронный ресурс] / «Криптоистория». - Электрон. дан - [Б.м.], [2007] - Режим доступа: http://www.kriptoistoria.com/ring/index.php?pp=98hitc6zmvaxp7wmv8ac&f=2&vt=tree&tst=all&m=7976. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
   Райли-Смит Дж.: Интервью телеканалу "ВВС" – Кембридж: BBC, 2007.
   A History of the Knights Templar [Электронный ресурс] / Grand Lodge of British Columbia and Yukon. - Электрон. дан – [Канада], [2008] - Режим доступа: http://www.freemasonry.bcy.ca/anti-masonry/templars.html. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
   Nicholson H. Knights of Christ? The Templars, Hospitallers and other military orders in the eyes of their contemporaries, 1128-1291 [Электронный ресурс] / The ORB: On-line reference book for medieval studies. - Электрон. дан – Нью-Йорк: City University of New York, 2008 - Режим доступа: http://www.the-orb.net/encyclop/religion/monastic/knights.html. - Загл. с экрана. - Яз. англ.


Исключительное право на распространение данного материала в сети Интернет принадлежит сайту
"Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ)" (www.templiers.info)
(Соглашение о передаче исключительных прав на распространение произведений в сети Интернет № 04-2007 от 27.04.2007)

Стрелецкий А.В. Тамплиеры: мифы и реальность. Обзор работ Х. Николсон, М. Барбера, Э. Лорд и Дж. Райли-Смита
Редактор Сурков А.М., 2008
Редактор (топонимы) Стрелецкий В.Н., к.г.н., 2008
© Стрелецкий А.В., 2008
© Бойчук Б.В., оформление, 2008
© Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ) ( http://templiers.info ), 2018

Количество просмотров: 22560

© 2001- 2018, TEMPLIERS.INFO. Все права защищены.
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта без письменного согласия владельца сайта ЗАПРЕЩЕНО! Email: templiers[a]mail[dot]ru.
При цитировании материалов активная ссылка на сайт TEMPLIERS.INFO обязательна.