ИПИОХ: Военно-монашеские ордена > Орден тамплиеров > Процесс ордена Храма (тамплиеров)
Поиск:
Военно-монашеские ордена
Орден тамплиеров
Тевтонский орден
Средневековые государства
Ближний Восток
Реклама
Средневековые источники
Источники на языке оригинала
Источники в переводе на русский язык
Печатные издания
Печатные издания 2008 года
Печатные издания прошлых лет
Приложения
Карты, планы, схемы
Миниатюры, фото, иллюстрации
Конкурс
"ИПИОХ-2008"
Международный конкурс "ИПИОХ-2008"
Правила конкурса
Информационная и спонсорская поддержка конкурса
Информация
О сайте ИПИОХ
Информация для авторов и переводчиков
E-mail
Контр@Факт
ИПИОХ: История ордена тамплиеров - Военно-монашеские орден - ИПИОХ: Ересь тамплиеров. Pro et contra

Ересь тамплиеров. Pro et contra.

Статья опубликована: 25 ноября 2007г.
Автор статьи: Стрелецкий А., 2007г.

   Предисловие.
   Данная статья не призвана изменить взгляд читателя на роль тамплиеров в истории Средневековья, она не заменяет известные труды М. Барбера, Х. Николсон, А.Фори и других ученых о суде над орденом Храма.
В этой статье мы не касались причин, по которым король Франции Филипп IV (Красивый) санкционировал процесс против тамплиеров. Также мы не рассматривали роль конкретных участников процесса. Здесь мы попытались собрать воедино основные легенды, связанные с ересью тамплиеров и разобрать их.

   Вступление.
   Итак, 13 октября 1307 г., согласно распоряжениям Филиппа IV и верховного инквизитора Франции Гийома Парижского тамплиеры этого королевства были арестованы и обвинены в ереси.
   Процесс тамплиеров продолжался пять лет - с 1307 по 1312 гг. В течение процесса арестованных братьев неоднократно подвергали жестоким пыткам. Окончательный вердикт по делу тамплиеров папа Климент V вынес на Вьенском соборе в 1312 г. Согласно его булле «Vox in Excelso» орден не обвинялся в ереси, но был распущен из-за того, что утратил авторитет и уважение 1.

   Ересь тамплиеров многие века волновала богословов и поэтов, философов, историков и простых обывателей. Вальтер Скотт в романе «Айвенго» представил тамплиеров жестокими и беспринципными воинами, изменившими своей цели. Многочисленные масонские организации описывали тайный культ тамплиеров, используя для доказательства поддельные документы, самым известным из которых является «Книга Огненного Крещения, или Секретный Устав, составленный для Утешившихся Братьев магистром Ронселнусом». Историки на протяжении столетий дискутировали о существовании еретического культа в ордене. Сторонниками еретизма тамплиеров были такие ученые как Х. Прутц и Ж. Мишле. В наше время того же взгляда придерживается крупнейший историк-медиевист Кембриджского университета - Дж. Райли-Смит 2. Однако, большинство современных историков доказывает невиновность ордена 3. Предметом дискуссий ученых, в первую очередь, служит обряд приема в орден и культ некой головы – «идола тамплиеров». Некоторые также ставят им в вину нарушение таинства исповеди. Разберем подробно каждое из обвинений.

   Пункты обвинения.
   1. Обряд приема в орден Храма. Проведение тайных капитулов.
   Обвинение, касающееся еретического обряда приема в орден, было самым распространенным. Одновременно, именно в нем сознавалось большинство арестованных.
Согласно уставу и статутам ордена тамплиеров обряд приема в орден должен был протекать примерно так:
Шинонский список
Собирался капитул, на котором руководитель капитула спрашивал у братьев о возражениях против принятия в орден неофита, после чего избранные братья отправлялись за ним и рассказывали о лишениях, которые тот должен будет претерпеть, став членом ордена, а также справлялись о его происхождении, социальном положении и т.д. Затем неофит представал перед капитулом и руководитель капитула также должен был рассказать ему о лишениях и спросить о желании вступить в орден. Далее неофита уводили, и если возражений против его кандидатуры по-прежнему не было, его снова вводили в капитул, и он приносил клятву на Святом Евангелии. После чего руководитель капитула возлагал на него плащ и целовал в уста. Далее брату разъяснялись статуты ордена. На этом церемония завершалась 4.

   Следуя официальным обвинениям от 12 августа 1308 г. во время обряда посвящения в орден Храма неофиты отрекались от Христа и оскверняли святой крест Господень 5, а также совершали другие непристойные христианину поступки 6.

Вот описание обряда посвящения, согласно показаниям командора Утремера Рембо де Карона, данными им в присутствии папских кардиналов в Шиноне, в августе 1308 г.

     Он поклялся на Святом Евангелии, что даст честные и исчерпывающие показания о себе самом и о братьях ордена, и о самом ордене по вопросам, связанным с католической верой и уставом упомянутого ордена, а так же о пяти руководителях и братьях ордена. Мы старательно допросили его об обстоятельствах его посвящения в орден. Он рассказал, что прошло около сорока трех лет, с тех пор как он стал рыцарем и был принят в Орден Храма в капелле местного командорства тамплиеров в городе Ричаренчессе, в диоцезе Карпентрас (Carpentras) или Сен Пол Труа Шато (Saint-Paul-Trois-Chateaux) братом Ронселеном де Фо, который на тот момент был командором Прованса. На протяжении церемонии командор не говорил неофиту ничего предосудительного, но после посвящения к нему подошел брат-сержант, чье имя он не помнит, ввиду давней кончины оного. Он отвел его в сторону, придерживая под своим плащом маленький крест, и когда все братья ушли, и они остались одни, а именно брат-сержант и свидетель, этот брат-сержант показал ему крест. Свидетель не помнил, было ли на нем распятие или нет, но полагал, однако, что на нем было изображение распятия, писанное или резное. И этот брат-сержант сказал свидетелю: «Ты должен отречься от него». И свидетель, не веря, что совершает грех, сказал: «Итак, я отрекаюсь» 7.

   Как правило, обряд отречение от Христа происходил после официальной церемонии, когда брат был облачен в плащ ордена; в нем участвовало немного братьев – неофит и несколько принимавших братьев (которыми могли быть как сержанты или рядовые рыцари, так и высокопоставленные тамплиеры). Кроме того, неофит должен был поцеловать принимавшего в уста, живот и нижнюю часть позвоночника 8.

   В исторической среде нет единого мнения по этому пункту обвинения: Джонатан Райли-Смит полагает, что такой обычай мог иметь место, ввиду состояния, в котором орден находился в начале XIV в.: Трудно найти причины проникновения столь странного поведения в великий и могущественный монашеский орден, однако приходится признать, что допросы тамплиеров показали, в сколь плохом состоянии он находился и как он нуждался в реформах и реорганизации 9.

   Малькольм Барбер опровергает обвинения, апеллируя к материалам процесса, в которых зафиксированы множественные случаи насилия над обвиняемыми, признававшимися в ереси: Сейчас трудно было бы доказывать, как то делали некоторые историки XIX в., что тамплиеры действительно совершали те преступления, которые вменялись им в вину режимом Филиппа Красивого, или же что признания их свидетельствуют о чем-то ином, кроме слабости человека перед пыткой духовной и физической, ибо пытку могут выдержать лишь исключительно сильные личности 10.

   Разногласия историков обусловлены двумя причинами: во-первых, нам не известно каких-либо свидетельств еретизма тамплиеров до процесса, во-вторых, сам процесс проводился с многочисленными нарушениями. Все это дает возможность строить бесконечные домыслы и рассуждения, но не позволяет поставить точку в этом деле.

   Кроме того, у нас очень мало сведений о возможных причинах зарождения подобного обряда в ордене. Самое полное объяснение дал Жоффруа де Гонвиль на допросах, датированных 15 ноября 1307 г. : Говорят, он был некогда введен в нашем ордене магистром, бывшим в плену у султана, как я уже сказал. Некоторые утверждают, что это - одно из скверных и извращенных добавлений к уставу, сделанных магистром Ронселеном; есть такие, кто считает, что это следствие греховных установлений и доктрин магистра Тома Беро; и наконец третьи думают, что это делается по примеру и в память св. Петра, который трижды отрекся от Христа 11.

   Также брат Боско де Мазюалье рассказал, что якобы на его вопрос о смысле данного ритуала приор Буржа заявил, что «речь идет о пророке» и «это слишком долго объяснять» 12.

   Если показания Боско можно понять, приняв во внимание шестую и седьмую статьи списка обвинений от 12 августа, в которых речь шла о том, что тамплиеры якобы считали Христа лжепророком 13, то по-настоящему интересными для анализа представляются показания Гонвиля. В его объяснении обряда посвящения получили развитие легенды о некоторых магистрах ордена Храма, записанные хронистами. Так, магистром, который попал в плен, был Жерар де Ридфор – тамплиер из-за которого, согласно хронисту Ираклию, было проиграно Хаттинское сражение 14. Магистр был одним из немногих тамплиеров, которого Саладин не казнил в плену, что навлекло на него некоторые подозрения современников 15. Тома Беро считался неудачником и плохим магистром, потому как во время его пребывания на посту Великого магистра орден утратил крупнейшие замки Святой Земли - Сафет и Бофор. Вероятно, поэтому брат Жоффруа включил его в перечень подозреваемых родоначальников ереси. Наиболее интересна личность магистра Ронселена. Он фигурирует в Шинонском письме кардиналов как командор Прованса 16, так же этот брат занимался урегулированием отношений между английским королем и Симоном де Монфором младшим 17. Некоторые полагают, что Ронселен был магистром Англии, но свидетельств тому у нас нет. В любом случае единственным документом, подтверждающим участие Ронселена во введении еретического обряда, является «Книга огненного крещения» - документ, сфабрикованный масонами для доказательства существования тайного учения тамплиеров.

   Таким образом, объяснение Гонвиля, к сожалению, не проливает свет на обряд посвящения в орден.

   Обвинение в непристойных поцелуях было основано на обычае тамплиеров целовать неофита в уста. Согласно уставу, И тот, кто принимает его в братья, должен поднять его с колен и поцеловать его в уста, и обычно брат капеллан тоже целует его.

   В раннее средневековье поцелуй в уста означал приветствие. Однако позднее, в готическую эпоху, произошло то, что один из выдающихся представителей школы Анналов, Жак Ле Гофф называет всеобщей десакрализацией, т.е. новым взглядом на мир, который задерживался теперь на видимом, на мире, даваемом в ощущениях, вместо того чтобы быть лишь простым символом скрытой реальности.

   Со временем поцелуй тамплиера стал ассоциироваться с чем-то непристойным. Все это позволило королевским легистам сфабриковать столь гнусное обвинение.

   Обвинения, предъявленные тамплиерам, было бы трудно объяснить, если не принимать во внимание другие известные политические скандалы начала XIV в. Как пишет Хелен Николсон: Изначальные обвинения 1307 г. были скомпилированы неким Эскью де Флорианом из Безьера, приором Монфоко». <...> Обвинения Эскью походили на те, что были предъявлены ведущим политическим фигурам того времени, таким как папа Бонифаций VIII и Уолтер Лэнгтон. <...> Новый советник Филиппа IV, Гийом де Ногаре, сфабриковал следующие обвинения против папы Бонифация: он был еретиком, он практиковал симонию и содомию, он был избран нечестным путем, его советником был дьявол, и он верил, что у французов нет души 18.

   Как видно из приведенных цитат, все эти обвинения объединял не только главный пункт – впадение в ересь и отречение от Христа, но и участие в деле короля Франции Филиппа Красивого. Можно долго дискутировать о роли этого монарха в данных процессах, неоспоримым остается только одно – именно в эпоху Филиппа IV во Франции чрезвычайно усилились позиции короны, а папа римский не только отказался от политического влияния на Францию, но и фактически оказался в плену у французского короля 19.
   Таким образом, обвинения, предъявленные тамплиерам, по сути, ничем не отличались от традиционных обвинений своей эпохи, но были настолько искусно сфабрикованы, что, как пишет Николсон, «слабые стороны ордена были налицо, а защита не представлялась возможной» 20.

   Также тамплиеров уличали в том, что они с особой секретностью проводили свои капитулы. Это обвинение имеет документальное обоснование: согласно п. 387 «Французского устава» тамплиеров, собравшиеся на капитуле братья «должны позаботиться, чтобы ни один человек не из братьев Храма не мог подслушивать, когда они ведут свой капитул». Это требование очень легко объяснить, если просмотреть дальнейшие пункты Устава (с. 386 по 415), касающиеся проведения обычных капитулов: Когда тот, кто возглавляет капитул, закончил свою службу, каждый брат, который думает, что согрешил, должен подняться и сделать с шапочкой и чепцом то, что сказано выше, и должен встать перед тем, кто возглавляет капитул, и преклонить колена раз или два, или более, и должен быть смиренным, как тот, кто исповедуется, и должен сказать следующее: "Добрый господин, я прошу о милости у Господа и Богоматери, у вас и у братьев, ибо я согрешил", и должен рассказать о своей вине полно и правдиво, как все было, и он не должен лгать ни из стыда плоти, ни из страха перед правосудием Дома; ибо если он солжет, это не будет исповедью, и да будет известно, что для нашего капитула было установлено так, чтобы братья могли исповедоваться в своих грехах и исправлять их 21.
   После этого глава капитула должен был рассказать остальным братьям о его грехе и обсудить меру наказания для него.

   Итак, здесь мы имеем дело с практикой общей исповеди, которая подразумевала сознание в грехах на общем собрании перед лицом всех присутствующих. Такая исповедь практиковалась на Западе вплоть до IV Латеранского собора (1215 г.), на котором было установлено, что каждый католик не менее раза в год должен исповедоваться священнику.
Как пишет в своем труде «Средневековая Франция» Мари-Анн Поло де Болье: Положивший основу западному христианству IV Латеранский собор 21-м каноном постановил, что каждый верующий тайно и лично должен не менее одного раза в год исповедаться (устная исповедь) приходскому священнику (до пасхального причастия). Новое требование признания в собственных грехах принуждало верующих обнажить всю правду их жизни перед пастырем… Установление личных взаимоотношений между духовенством и паствой способствовало наступлению нового этапа в развитии христианства и переходу от внешней обрядности к завладению внутренней жизнью верующих 22.

   Тамплиеры придерживались старого правила, видимо, чаще представая перед капитулом, чем перед священником (капелланом) ордена. Но их нельзя обвинить в отступлении от веры. Крупнейший специалист XIX столетия по истории инквизиции Генри Чарльз Ли отмечает: Орден был основан раньше, чем покаяние было признано таинством и поручено священникам; в то же время исповедь перед другим лицом не была еще сделана обязательной. Тамплиеры были монашеским орденом, а все монашеские ордены обыкновенно имели ежедневные или еженедельные капитулы, на которых братья каялись в своих грехах; тут на них накладывали епитимию (обыкновенно их тут же бичевали), и они получали отпущение грехов из рук председательствующего на капитуле, несмотря на то, был ли он или нет посвящен в духовный сан. В эпоху Св. Фомы Аквината это отпущение грехов считалось имеющим значение даже и тогда, когда оно давалось мирянином 23.

   Таким образом, совершенно понятно, что тамплиеры, равно как и другие монашеские ордена, не допускали на свои капитулы посторонних. Этим объясняется и «таинственность» проведения обряда приема в орден: на церемонии неофит должен был сознаться в своих грехах, о которых не имели права знать посторонние.

   2. Поклонение идолу. Бафомет.
Особой популярностью у разного рода мифотворцев пользуется легенда о том, что тамплиеры якобы поклонялись некому идолу или священной голове. Согласно списку обвинений, А также, что в каждой провинции у них были свои идолы, а именно головы, и некоторые (из этих голов) имели по три лица, а некоторые одно, а у некоторых внутри был человеческий череп.<...> А также, что они поклонялись этим идолам или этому идолу, особенно на общих собраниях братства.<...> А также, что они (их) почитали 24.

   Уже в самом списке мы видим противоречия – идол был не то один, не то их было несколько, у него было не то три лица, не то одно. Такое разнообразие в описании идола можно считать свидетельством неправдоподобности показаний: список обвинений от 12 августа составлялся по материалам работ инквизиционных комиссий конца 1307 – начала 1308 г. Обратимся к этим материалам.

   Обвинение тамплиеров в поклонении идолам фигурирует еще в тайных предписаниях Филиппа Красивого своим чиновникам, датированных 14 сентября 1307 г. На процессе идол впервые появляется в протоколах допроса тамплиера Ренье де Лешана, который дал показания в первые дни заключения (20 октября 1307 г.).

Инквизитор. Видел ли ты голову, которой, согласно их словам, братья молились на генеральных собраниях ордена?
Брат Ренье. Да, раз с десяток. В частности, в Париже, во вторник после последнего дня Петра и Павла.
Инквизитор. Как она выглядела?
Брат Ренье. Это была голова, с бородой. Они молились ей и целовали ее и называли нашим спасителем.
Инквизитор. Где она сейчас?
Брат Ренье. Я ничего об этом не знаю; не знаю, где ее хранят. У меня сложилось впечатление, что она хранилась у Великого магистра или у того, кто председательствовал на собрании…
25

   Тот факт, что идолопоклонство как статья обвинения фигурирует в письмах Филиппа, а также, что инквизитор сам спросил брата Ренье о некой голове, которой поклонялись тамплиеры, свидетельствует о том, что данное обвинение возникло еще до начала официальных допросов.

   Как уже отмечалось выше, описания этой головы чрезвычайно разнятся. Согласно показаниям генерального досмотрщика Франции, Гуго де Пейро, «эта голова имела четыре ноги - две спереди, две сзади». Рауль де Жизи говорил о том, что она походила на лицо демона, «a maufe». Однако брат Гуго де Бур напротив свидетельствовал, что «она была с длинной, почти белой бородой» и напоминала человеческую голову. Также он отмечал, что она была сделана из какого-то драгоценного металла – золота, серебра или меди 26.

   В этом свете интересен взгляд святого XI века, Бернара Анжийского, на почитание мощей европейцами:
     Согласно древней традиции, каждая церковь здесь (в Оверни) заказывала изготовить статую своего святого из золота, серебра или другого металла... чтобы хранить в ней его главу или другую реликвию. Это считалось просвещенными людьми суеверием и казалось им продолжением культа богов или демонов... Сначала я увидел в Орильяке статую св. Геральда на престоле в алтаре, всю в окладе из чистого золота и драгоценных камней. Его лицо было одухотворено таким живым выражением, что... народ по блеску его глаз определял, исполнена ли его просьба... Три дня спустя мы вошли в монастырь св. Веры (в Конке) как раз в тот момент, когда запертое культовое помещение статуи открывали для народа. Тотчас помещение так наполнилось людьми, а толпа, бросившаяся на колени, устроила такую давку, что мы даже не могли опуститься на колени…я поднял глаза на статую и молился: "Святая Вера, реликвия которой лежит в этой статуе, будь ко мне в день Страшного Суда милостива". Затем я с насмешливой улыбкой посмотрел на Бернье, ибо эти многие безрассудные люди обращали свои молитвы к предмету без языка и души... Я презрительно называл статую Венерой и Дианой, и все же она... не идол, которому приносят жертвы.

     Статую почитают скорее в память о мученице, чтобы прославить всевышнего Бога 27.
   Таким образом, обвинение в поклонении идолам основывалось на почитании останков святых в ордене. Согласно исследованиям Хелен Николсон,
     Так называемая «голова тамплиеров» была, вероятно, главой св. Ефимии. Досмотрщик ордена и два рыцаря заявили во время процесса на Кипре, что они не слышали ни о каких идолах в ордене, но орден обладал главой св. Ефимии.

     Брат Гийом де Арребле, один из чиновников короля Франции Филиппа IV, свидетельствовал, что в алтаре Парижского Тампля он часто видел серебряную голову, и что ведущие иерархи ордена гордились ее обладанием. Он понял, что это была глава одной из одиннадцати тысяч дев, которые погибли вместе со Св. Урсулой в Кельне 28.

   Большинство показаний, касающихся идола тамплиеров территориально можно отнести к Южной Франции. Профессор Парижского университета Алэн Демурже в статье «Тамплиеры и инквизиция» отмечает,
     Допросы проводились на Юге Франции, особенно в Ниме и Каркассоне, и именно оттуда поступили сведения об идолопоклонстве и оккультных практиках. Случай с поклонением голове идола упоминается как имевший место в Монпелье, на генеральном капитуле ордена в 1293 году в присутствии великого магистра Жака де Молэ, которые тогда как раз был на Юге 29.

   Именно здесь появляется странное название идола тамплиеров – «Бафомет». Согласно Марион Мельвиль,
     Несчастный сержант из Монпеза повинился в поклонении "бафометову обличию", создавшему самый черный миф тамплиерского обвинения. Сержант говорил на языке ок (южнофранцузском) и хотел сказать о "магометанском изображении"; в итоге получилась чепуха, тогда как "Бафомет" является всего лишь провансальской деформацией имени пророка Магомета 30.

   Такое объяснение подтверждается свидетельством Рикола Бономела, который писал около 1265 г.,
     И мы терпим поражения каждый день, ибо Господь, который ранее бодрствовал, спит, и Бафометс действует в полную силу и потакает берберам 31.

   Альтернативная версия, которая, право, не имеет документального обоснования, связывает имя «Бафомет» с древним семитским божеством Баалом. Вероятно, она возникла благодаря неверному прочтению буллы папы Климента «Vox in Excelso», в которой папа, апеллируя к словам пророка Иеремии, провозглашал: Слышал я жалобы и горький плач, которые становились все сильнее и произошло так же как и когда Бог говорил через его пророка: Этот дом пробудил мой гнев и отринул его от Себя из-за зла его сыновей, поскольку они повернулись ко Мне спиной, а не лицом, и воздвигли идолов в доме, что освящен Моим именем. Они построили храмы Баала, чтобы посвящать своих сыновей идолам и демонам 32.

   Позднейшие исследователи стали идентифицировать божество с Бафометом.

   Следует отметить, что инквизиторы не приняли упоминание о Бафомете всерьез, во время процесса его не рассматривали в качестве оккультного божества тамплиеров.

   Выводы.
Сожжение Жака де Моле и Жофруа де Шарни
   Будем осторожны с выводами. Большинство исследователей процесса тамплиеров сходятся в том, что единственным еретическим обрядом, в котором тамплиеры признавались повсеместно, являлось отречение от Христа во время приема в орден. Как пишет Анна Гильмор-Брайсон, удивляет здесь, прежде всего, тот факт, что большинство тамплиеров настаивали на том, что после вступления (в орден) они не участвовали в каких-либо других деяниях (еретического толка), за исключением присутствия на посвящении других братьев 33.

   Из этого может следовать лишь одно заключение – ересь тамплиеров была лишена главной составляющей – догматического учения. Ни один из свидетелей не смог объяснить, почему он отрекался от Христа.
   Пытка могла заставить признаваться в самых изощренных обвинениях, но она не могла принудить человека выдумать новую религию.
   Таким образом, на данный момент у историков нет доказательств еретизма тамплиеров.
   Приложение 1.
   Протоколы допроса Понсара де Жизи (1309 г.).

   После этого, в тот же день и на том же месте, брат Понсар де Жизи, командор Пейена, предстал перед теми же господами уполномоченными и [его – Х.Н.], как и остальных, спросили, желает ли он защищать упомянутый орден.
   Он ответил, что обвинения, предъявленные ордену, а именно что [члены ордена – А.С.] отрекались от Христа и плевали на крест, и что братьям разрешалось иметь плотские связи друг с другом, а также другие подобные гнусности, были несправедливы, и что вещи, в которых он и другие братья упомянутого ордена признавались по вышеупомянутым вопросам в присутствии епископа Парижского или других [братьев – А.С.], не соответствуют действительности. Он добавил, что они были вынуждены признаться в вышеупомянутых вещах, потому как они боялись и опасались пыток, которые были учреждены их врагами - Флойраном де Безье, приором Монфако и монахом Гийомом Робертом, и по той причине, что они получили некую информацию и заключили соглашение в присутствии содержавшихся в тюрьме [лиц – А.С.], а также из-за страха перед смертью, т.к. тридцать шесть братьев погибли в Париже от тюрем и пыток, и многие другие погибли в других местах.
   Он также заявил, что готов защищать вышеупомянутый орден от своего лица и от лица тех, кто его поддержит, если их затраты [на защиту ордена] будут оплачены за счет казны ордена Храма, и он просил, чтобы братья Реджинальд Д'Орлеан и Петр де Болонья, священники и братья упомянутого ордена, были присланы к нему, для содействия и совещания. Он также передал небольшой документ, написанный его собственной рукой, в котором были указаны имена неких лиц, которые, по его мнению, были врагами вышеупомянутого ордена.

   Этот документ был написан на французском языке. Он выглядит примерно так:

   Это изменники, которые подозреваются в лжесвидетельстве и предательстве ордена Храма: монах Гийом Роберт, из-за которого они [тамплиеры] попали в безвыходное положение, Эскью де Флойран де Безье, приор Монфако, Бернар Пеле, приор из Мейсона (Генуя), и Жераль де Бусоль, келарь, прихожанин (?) Жизора.

   Его спросили, подвергали ли его пытке, и он ответил, положительно. За три месяца до признания, данного в присутствии господина епископа Парижского, его поместили в яму, длиной в один шаг, а руки столь сильно связали за спиной, что кровь спустилась к кончикам его пальцев. [Он] выразил протест и заявил, что если его снова подвергнут пытке, он отречется от всего вышесказанного и скажет то, что его заставят сказать. Он сказал, что некоторое время его готовили к казни, пытке огнем или кипящей водой, и [что он терпел] из уважения к упомянутому ордену. Но на данный момент, проведя в заключение последние два года, [он] не смог бы перенести столь долгие пытки, что уже выдержал. Его спросили, желает ли он что-либо добавить, имеет ли он возражения против проведения честных и справедливых допросов упомянутыми господами уполномоченными, и он ответил, что не имеет возражений, и что он надеется, что допросы будут проводиться добрыми людьми 34.

Иллюстрации:

   1. Шинонский список – документ, в котором зафиксированы исповедь в ереси и прощение руководящих братьев ордена. 1308 г. Архив Ватикана.
   2. Сожжение великого магистра Жака де Моле и командора Нормандии Жофруа де Шарни в 1314 г. Миниатюра из «Больших французских хроник».

_______________________

   1. Согласно булле папы римского Климента V «Vox in Excelso»: "Действительно, хотя законный процесс против ордена до сих пор не разрешает его каноническое осуждение как еретический, чистое имя ордена было в значительной мере покрыто ересью. Кроме того, почти неопределенное число его членов, среди них: Великий магистр и главный прецептор, были осуждены в ереси, ошибках и преступлениях по их непосредственным признаниям. Эти признания делают орден, очень подозрительным, и покрытым позором, для святой церкви Бога, ее прелатов, королей и католиков вообще. Кроме того, откладывание урегулирования дела тамплиеров, по которому мы собираемся принять заключительное решение в существующем совете, будет вести, во всей вероятности, к полной потере, разрушению и упадку ордена тамплиеров". Таким образом, можно утверждать, что папа официально не признал обвинения доказанными.
   2. Riley Smith J. «The Crusades. A History» pp. 247-251
   3. см. Барбер М. «Процесс тамплиеров»; Nicholson H. «The knights Templar. A new history»
   4. по «Текст французского устава ордена тамплиеров» пп. 657-686
   5. 27 апреля 1147 года на большом капитуле ордена в Париже папа Евгений III даровал тамплиерам право нашивать на свои одежды красный крест, ставший впоследствии символом Ордена. Таким образом, данное обвинение выглядит несколько странным: тамплиеры оскверняли символ, который сопровождал их всю жизнь.
   6. Барбер М. Приложение А
   7. Frale B. «Il papato e il processo ai templari : l'inedita assoluzione de Chinon alla luce della diplomatica pontificia»
   8. Oursel R. pp. 15-16; 18-19
   9. Riley Smith J. «The Crusades. A History». p. 249
   10. Барбер М. Заключение; также см. приложение 1.
   11. Oursel R. pp. 19-23; также см. Gilmour-Brison A. «The London Templar trial testimonty: ‘truth’, myth, or fable» pp. 53-54
   12. Фо Г. с. 252
   13. Барбер М. Приложение А
   14. Ираклий «История» Кн. ХХIII
   15. На самом деле этот магистр был освобожден из плена благодаря тому, что тамплиеры без боя уступили мусульманам один из своих крупнейших замков – Газу (см. «История крестовых походов» под ред. Дж. Райли-Смита с. 228)
   16. см. выше – выдержки из Шинонского письма - допросы командора Утремера.
   17. подробнее см. Бейтман С. «Симон де Монфор: Жизнь и деяния»
   18. Nicholson H. «The knights Templar. A new history» pp. 201, 214-215
   19. Подробнее о роли Филиппа IV в процессе над тамплиерами см. «История крестовых походов» под ред. Дж. Райли-Смита c. 248-251; Поло де Болье М-А. с. 37-38
   20. Nicholson H. «The knights Templar. A new history» p. 214
   21. «Текст французского устава ордена тамплиеров»
   22. Поло де Болье М-А. с. 164, 166
   23. Ли Г.Ч. т. 2, с. 344
   24. Барбер М. Приложение А
   25. Oursel R. pp. 23-25
   26. Oursel R. pp. 18-19; 34-35; 153-156
   27. Бельтинг Х. с.595-596
   28. Nicholson H. «The knights Templar. A new history» pp. 147, 149
   29. Демурже А. разд. «Рвение инквизиции юга».
   30. Мельвиль М. с. 305
   31. Ricaut Bonomel «Ir'e dolors s'es dins mon cor asseza».
   32. Климент V булла «Vox in Excelso».
   33. Gilmour-Bryson А. « The Templar Trials: Did the System Work?» p. 52
   34. Nicholson H. «The Trial of the Templars in France» - extracts… The interrogation of Brother Ponzard de Gizy».

Библиография
Источники:
   1. Протоколы допросов тамплиеров в королевстве Франция (по Барбер М. «Процесс тамплиеров»; Мельвиль М. «История ордена тамплиеров»; Фо Г. «Дело тамплиеров»; Nicholson H. «The Trial of the Templars in France» - extracts translated from J. Michelet, ed.: Le Proces des Templiers, 2 vols (Paris, 1841-51); Oursel R. «Le Proces des Templiers»)
2. Шинонское письмо кардиналов. [Электронный ресурс] - Электрон. дан - [Б.м.], [2007] - Режим доступа: http://www.inrebus.com/chinon.php. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
3. Булла папы римского Климента V «Vox in Excelso» / Пер. с фр. Сердюк Р. С. , 2002 [Электронный ресурс] / Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ) ; авт. ресурса Бойчук Б. - Электрон. дан. - Одесса ; ИПИОХ, 2007. - Режим доступа: http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=bull_clemens_v_vox_in_excelso. - Загл. с экрана - Яз. рус.
4. Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров. Upton-Ward, J.M. 1972, The Rule of Templars. Published by The Boydell Press, Woodbridge, Suffolk, UK / Пер. с англ. Румянцев П., Котенева В., 1997 [Электронный ресурс] / Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ) ; авт. ресурса Бойчук Б. - Электрон. дан. - Одесса ; ИПИОХ, 2007. - Режим доступа: http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=french_rule_of_templars_rus_000. - Загл. с экрана - Яз. рус.
5. Рико Бономел «Ir'e dolors s'es dins mon cor asseza» [Электронный ресурс] / Интернет-библиотека ORB. - [Б.м.], [2007] - Режим доступа: http://www.the-orb.net/encyclop/religion/monastic/ricaut.html. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
6. Трактат Бернара Анжийского "О чудесах св. Веры" (по Бельтинг Х. «Образ и культ». - М., 2002)
Литература.
1. Барбер М. Процесс тамплиеров»/ Пер. с англ. Тогоева И. – М.: Алетейя, Энигма; 1998
2. Ли Г.Ч. «История инквизиции в Средние века»/ Пер. с фр. Башкиров А.В. – СПб.: Брокгаузъ-Ефронъ, 1912
3. Демурже А. «Тамплиеры и инквизиция» / Пер. с фр. [Электронный ресурс] / «Криптоистория». - [Б.м.], [2006] - Режим доступа: http://www.kriptoistoria.com/ring/index.php?pp=98hitc6zmvaxp7wmv8ac&f=2&vt=tree&tst=all&m=7976. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамлиеров/ Пер. с франц. Журавлева Д.А.; Дело тамплиеров/ Пер. с франц. Чудинова Е.В./ Марсель Лобе, Ги Фо. - М.: Вече; СПб.: Евразия, 2007. 320 с. - (Terra Historica).
5. Мельвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2003. - 368 с.
6. Поло де Болье М.-А. «Средневековая Франция»/ Пер. с франц. Озерская Н.И. – М.: Вече, 2006. – (Гиды цивилизаций).
7. Райли-Смит Дж. (ред.) «История крестовых походов»/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – Серия «Экспресс»
8.Gilmour-Bryson А. « The Templar Trials: Did the System Work?» The Medieval History Journal 2000; 3; 41
9. Nicholson H. «The knights Templar. A new history», 2001: Sutton Publishing Limited, Phoenix Mill Thrupp, Stroud, Gloucestershire UK
10. Riley Smith J. «The Crusades. A History». NY: Yale University Press, 2005

Исключительное право на распространение данного материала в сети Интернет принадлежит сайту
"Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ)" (www.templiers.info)
(Соглашение о передаче исключительных прав на распространение произведений в сети Интернет № 04-2007 от 27.04.2007)

Автор статьи Стрелецкий А., 2007
© Стрелецкий А., 2007
© Бойчук Б.В., оформление, 2007
© Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ) ( http://templiers.info ), 2017
Количество просмотров: 14689

© 2001- 2017, TEMPLIERS.INFO. Все права защищены.
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта без письменного согласия владельца сайта ЗАПРЕЩЕНО! Email: kontakty[a]deusvult[dot]ru.
При цитировании материалов активная ссылка на сайт TEMPLIERS.INFO обязательна.