ИПИОХ: Военно-монашеские ордена > Орден тамплиеров > История ордена Храма
Поиск:
Военно-монашеские ордена
Орден тамплиеров
Тевтонский орден
Средневековые государства
Ближний Восток
Реклама
Средневековые источники
Источники на языке оригинала
Источники в переводе на русский язык
Печатные издания
Печатные издания 2008 года
Печатные издания прошлых лет
Приложения
Карты, планы, схемы
Миниатюры, фото, иллюстрации
Конкурс
"ИПИОХ-2008"
Международный конкурс "ИПИОХ-2008"
Правила конкурса
Информационная и спонсорская поддержка конкурса
Информация
О сайте ИПИОХ
Информация для авторов и переводчиков
E-mail
Контр@Факт
ИПИОХ: История ордена тамплиеров - Военно-монашеские орден - ИПИОХ: Великий магистр ордена Храма Жерар де Ридфор

Великий магистр ордена Храма Жерар де Ридфор
(с октября 1184 по 4 октября 1189)

Статья опубликована: 21 октября 2004г.
Статья обновлена: 14 июня 2006г.
Материал предоставил: Бойчук Богдан, 2006г.

Герб ВМ ордена  Жерара де Ридфор
Герб ВМ ордена Храма
Жерара де Ридфор


Фамильный герб Жерара де Ридфор
Фамильный герб
Жерара де Ридфор
   Великий магистр ордена Храма Арно де Ла Тур Руж умер в Вероне, 30 сентября 1184г., во время своего посольства к правителям Европы. Состоявшимся после его смерти выборам суждено было изменить судьбу не только ордена, но и Иерусалимского королевства в целом. Выбор магистра был решен тринадцатью голосами братьев ордена; их споры, как и все капитулы ордена, протекали в самом глубоком секрете. Не располагая конкретными материалами, можно лишь предполагать, что в 1184г. выборщики колебались между сенешалем Жераром де Ридфор (Gerard de Ridefort) и Жильбером Эралем (Gilbert Erail), Великим командором Иерусалима и казначеем ордена Храма. Так, когда выборщики предстали перед собравшемся капитулом в большом зале Храма Соломона в Иерусалиме, чтобы возвестить:

     "Добрые братья, возблагодарите Господа нашего Иисуса Христа и Святую Деву Марию и всех святых, что мы все вместе пришли к согласию. И вот мы, именем Господа, избрали, согласно вашим повелениям, Магистра Храма". (Цит.: Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров (Upton-Ward, J.M. 1972, The Rule of Templars. Published by The Boydell Press, Woodbridge, Suffolk, UK. /Пер. с англ. Румянцев Петр (Йошкар-Ола), Котенева Валерия (Самара), 1997.)

   … и они назвали имя, имя Жерара де Ридфор, который стал последним магистром, провозглашенным в Иерусалиме.
   Жерар де Ридфор родился во Фландрии ок. 1141 г., в Святую Землю он прибыл в начале 1170-хх (до 1174 г.). Первое время состоял на службе графа Триполи Раймунда III, однако после ссоры с ним покинул графство и перешел на королевскую службу. С 1179г. был назначен королем Балдуином IV на должность маршала королевства. После вступил в орден Храма, где в 1183г. становится сенешалем. И вот в октябре 1184 года Жерар де Ридфор занимает пост Великого магистра ордена Храма.
   После выборов Жильбер Эраль был отправлен в Европу, где он до 1189г. исполнять обязанности магистра в Арагоне, а с 1190 по 1193гг. магистра Запада. Впоследствии тамплиеры призовут его в Святую Землю стать главою ордена.

Коронация Сибиллы и Ги де Лузиньяна
   Ордену Храма довелось принять активное участие в политической борьбе которое охватило королевство после смерти Балдуина V. Едва умер малолетний король, как в королевстве возникла проблема наследования. Выбирать приходилось между двумя сестрами Балдуина IV: Сибиллой и Изабеллой. Сибилла, старшая из сестер, была дочерью короля Амори I и его первой жены Агнессы де Куртене, Изабелла, сводная сестра Сибиллы, была дочерью королевы Марии Комниной. В соответствии с клятвой, данной баронами Балдуину IV на собрании королевства в Акре, правление королевством, после его смерти, надлежало оставить в руках Раймунда III, графа Триполи, и ожидать решения папы римского, императора Священной Римской империи и королей Франции и Англии кому должен достаться трон Сибилле или Изабелле. Однако бароны Святой Земли решили не дожидаться решения монархов далекой Европы, и, разбившись на две противоборствующие партии, ввергли королевство в хаос.
Иерусалимское королевство
Иерусалимское королевство (города, замки, крепости, укрепления)
   Тамплиеры были на стороне партии представляющей собой большинство. Эта партия, в лице патриарха Иерусалима Ираклия, сенешаля королевства, Жослена III де Куртене (Joscelin of Courtenay), синьора Трансиордании, Рено де Шатиони, решила воспользоваться представившимся удобным случаем, чтобы короновать Сибиллу и ее мужа Ги де Лузиньяна. Представители второй партии перенесли свой центр в Наблус, где Раймонд III граф Триполи, Балиан д’Ибелин правитель Наблуса и отчим Изабеллы, и Балдуин правителем Рамлы, собрали собрание баронов, целью которого было возведение на престол Изабеллы и ее супруга Онфруа IV правителя Торона (Humphrey IV of Toron).
   На то, что орден Храма, а именно Жерар де Ридфор, пошел против законного правителя королевства, Раймунда III, графа Триполи, могла повлиять личная вражда между магистром и графом. Эта вражда уходит корнями в те времена, когда Жерар, прибыл из Европы в Триполи, где был представлен королю Амори I и Раймунду III. Граф Триполи, пообещал устроить Жерару удачный брак, но не сдержал своего слова, отдав обещанную невесту, купцу из Пизы который предложил за нее ее вес золотом. Жерар де Ридефор был крайне разочарован таким поворотом дел и немедленно отбыл в Иерусалим. Находясь там, он заболел, а выздоровев, вступил в орден Храма.
   Когда отношения между двумя партиями были накалены до предела, собравшимся в Наблусе баронам было отправлено письмо Великого магистра ордена Храма, написанное им от имени Сибиллы, с приказом явиться на коронацию в условленное время, дабы принести омаж и присягу новым правителям Иерусалимского королевства. Бароны послали к патриарху Ираклию и магистру тамплиеров свой ответ в виде просьбы во имя любви Господа и его святых Апостолов отказаться от коронации Сибиллы, и напоминания о клятве, принесенной Балдуину IV, согласно которой Ги де Лузиньян формально был лишен права наследовать корону.
   Получив ответ от наблусского собрания баронов Жерар де Ридфор, заменил все посты, охранявшие семь крепостных ворот Иерусалима рыцарями ордена Храма, и издал приказ, по которому ни один человек не мог войти либо покинуть город без его личного разрешения. А тем временем в Иерусалиме полным ходом велись приготовления к предстоящей коронации. Корона Иерусалимского королевства хранилась в королевской казне, в специальном сундуке, под тремя замками, ключи от которых были переданы патриарху Иерусалима, Великому магистру тамплиеров и Великому магистру госпитальеров. Если тамплиеры заняли сторону Сибиллы и Ги де Лузиньяна, то госпитальер держались нейтралитета. И вот когда приготовления подходили к концу, Жерар с Ираклием приехали в резиденцию Роже де Мулен (Roger de Moulins) за третьим ключом от сундука с коронами. Невзирая на то, что орден Госпиталя не видел никаких препятствий коронации, магистр Роже де Мулен долго и упорно отказывал, но наконец, под угрозой применения силы "бросил ключ посреди комнаты и ушел". Патриарх поднял ключ, вошел в сокровищницу, и взял там две короны. Одна из них была возложена на алтаре церкви Воскресения, а вторая - возле кресла, где должна была сидеть Сибилла.
   20 июля 1186 года патриарх Ираклий возложил корону Иерусалимского королевства на Сибилла де Анжу, которая затем возложила королевский венец на голову своего мужа Ги де Лузиньян.


Крах королевства (Хаттинское сражение)
   С коронацией Сибиллы все необходимые формальности были исполнены, королевство получило нового короля, и споры вокруг короны утихли. Все бароны аппозиции отбыли на собрание в Акру, где принесли оммаж Ги. За исключением Раймунда III, который заперся в Тивериаде, и Балдуина де Рам, который передал все свои фьефы сыну Фоме и отбыл в Антиохию.
   При обстоятельствах, в которых находилась Святая Земля, Раймунд совершил весьма серьезную ошибку, втянув сарацин в междоусобицу, Салах ад-Дин обещал графу помощь в защите его графства, если оно подвергнется нападению со стороны короля, вернул пленников и направил в Тивериаду мусульманских "рыцарей, сержантов и арбалетчиков".
   Узнав о союзе Раймунда с султаном, Ги намеревался немедленно атаковать взбунтовавшегося графа, к Тивериаде были отправлены войска, и только по вмешательство Балиана д’Ибелен удержало короля от начала гражданской войны. 29 апреля 1187г. Ги де Лузиньян созвал собрание баронов в Иерусалиме, на котором было решено любой ценой установить мир с Раймундом III, и, кажется, вызвать из Антиохии в королевство Балдуина де Рам. В Тивериаду было направлено посольство в составе Великих магистров орденов Храма и Госпиталя, Балиана д’Ибелин, Реджинальда правителя Сидона (Reginald of Sidon) и архиепископа Гийома Тирского.
   В это же время Салах ад-Дин, согласно договору, который он заключил с Раймундом, потребовал от графа пропустить мусульманские войска через Тивериаду, направляющиеся грабить окрестности Акры. Раймонд дал свое разрешение, попросив султана, чтобы мусульмане вошли в королевство после восхода солнца и оставили его до заката, и не грабили ни бургов, ни городов. Просьба была удовлетворена: население, предупрежденное об опасности, укрылось за крепостными стенами. Мусульмане пересекли границу в районе Брода Иакова на Иордане числом в семь тысяч всадников.
Гравюра Гюстова Доре: Славная смерть маршала ордена Храма Жака де Милли
Славная смерть маршала ордена Храма
Жака де Милли
(гравюра Гюстова Доре)
   Послы короля, сопровождаемые эскортом из десяти рыцарей ордена Госпиталя, отправились к графу Раймунду III сразу после торжественной Пасхальной службы. 30 апреля 1187г. магистру тамплиеров Жерару де Ридфор стало известие о том, что сильный отряд мусульманской кавалерии под командованием Малек ал Афдала (Malek al Afdal), одного из сыновей Салах ад-Дина, на рассвете пересек Иордан. 1 мая, в праздник святых апостолов Якова и Филиппа, девяносто тамплиеров во главе с магистром поскакали в Назарет, где соединились с магистром госпитальеров, сорока назаретскими рыцарями и пехотой в четыреста человек. Общие военные силы под командованием двух магистров достигали шестисот человек. У источника Кишон (Kishon) христиане встретились с семитысячной мусульманской кавалерией. По приказу своего магистра тамплиеры, издали свой воинский клич, атаковали мусульман. Эта безумная атака обернулась битвой при Казаль Робере (1 мая 1187г.), в которой суждено было спаслись только трем тамплиерам, в числе которых был раненый Жерар де Ридфор: остальной отряд, Великий магистр госпитальеров Роже де Мулен и маршал тамплиеров Жак де Милли погибли. Мусульмане обезглавили тамплиеров и, привязав их головы веревками к остриям копий, промаршировали перед стенами Тивериады.
   Послы закончили свои миссию, 2 мая они прибыли в Тивериаду где застали графа Триполи в отчаянии, к тому времени он уже отослал мусульманский гарнизон из города. Раймунд III поспешно выехал навстречу королю, выступившему уже с отрядом из Иерусалима. Переговоры и примирение между ними состоялись возле колодца Иакова, близ Наблуса, в присутствии епископов, баронов, а также братии орденов Храма и Госпиталя. Преклонив колено, граф принес оммаж, после чего король поднял его и поцеловал. Вместе они возвратились в Наблус, чтобы разработать и принять дальнейшие меры по защите страны.    
Гравюра Гюстова Доре: Святой Животворящий Крест Господень
Святой Животворящий
Крест Господень
(гравюра Гюстова Доре)
   Все сеньоры Святой Земли собрались на встречу в Акре: Раймунд с четырьмя пасынками, Балиан д’Ибелин, Реджинальда правитель Сидона, Рено де Шатийон и молодой Онфруа IV Торонский. Князь Антиохии Боэмунд III прислал в королевскую армию своего сына Раймунда с небольшим отрядом и объявил о своем походе. Жерар де Ридфор открыл Лузиньяну казну, переданную в сокровищницу тамплиеров Генрихом II для оплаты английского крестового похода, которого все еще ждали.
   Госпитальеры прибыли под предводительством нового магистра Эрментара д'Апс. Монастырь ордена Храма, подкрепленный двумястами пятьюдесятью отборными рыцарями, увеличил отряды братьев-сержантов, сержантов-наемников и местных наемников-пехотинцев. На местах оставались гарнизоны Сафета, Тортозы и Газы, но "Цитадель" в Иерусалиме была пуста. Патриарх Ираклий заболел и не смог принять участие в походе, и поэтому Святой Крест перед лицом язычников доверено было нести епископам Акры и Лидды.. Христианская армия собралась около Назарета и насчитывала около 30 тысяч человек.
   Едва было собрано христианское войско, как стало известно, что Салах ад-Дин начал осаду столицы Галилеи Тивериаду, обороной которой командовала жена Раймунда III графиня Эшива. 2 июля жена графа Триполи, послала к мужу посыльного с просьбой о помощи.
   В Саферии на военном совете, созванном в королевском шатре, бароны решили последовать совету графа Раймунда III:

     "Табари [Тивериада] принадлежит мне, – сказал он, – так же, как и моя жена и мое состояние, и никто не потеряет столько, сколько я, если замок будет утрачен. А если они захватят мою жену, моих людей и мое добро и если они разрушат мой город, я возвращу это себе обратно, когда смогу, и отстрою свой город, когда смогу, ибо предпочитаю скорее видеть разрушенным Табари, чем погибшей – всю Землю". (Цит.: Мелвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2003. с. 127).

   Раймунду удалось убедить короля не покидать обильную источниками территорию. Один магистр ордена Храма оставался неумолим. "Я вижу волчью шкуру", – насмехался он. В полночь, когда Лузиньян остался один в своем шатре, магистр ордена Храма проник к нему и воскликнул:

     "Сир, верите ли вы этому предателю, который дал вам подобный совет? Он вам его дал, чтобы вас опозорить. Ибо великий стыд и великие упреки падут на вас <...>, если вы позволите в шести лье от себя захватить город <...> И знайте же, чтобы хорошенько уразуметь, что тамплиеры сбросят свои белые плащи и продадут, и заложат все, что у них есть, чтобы позор, которому нас подвергли сарацины, был отмщен. Подите же, – сказал он, – и велите крикнуть войску, чтобы все вооружались и становились каждый по своим отрядам и следовали за знаменем Святого Креста". (Цит.: Мелвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2003. с. 127-128).

   Король Ги имел слабость послушать его и отдал приказ сворачивать поклажу и отправляться в путь среди ночи (3 июля 1187г.). Войско пустились в путь еще до зари. Раймунд и его пасынки, как сеньоры фьефа, отдавали приказы впереди. За ними, с главными силами войска, следовал король. Тамплиеры шли последними. Весь день христианская армия продвигаясь от Саферийских источников к Тивериадскому озеру, расстояние в двадцать километров, но не успела дойти до воды – дорогу 30 тысячам франкских воинов (из них 1200 рыцарей, 4000 конных сержантов и туркополов) преградило 60-тысячное войско Салах ад-Дина. Христиане разбили лагерь в местности, называемой Рога Хаттина.
   На следующий день, 4 июля 1187г., состоялось сражение при Хаттине, длившееся семь часов. В начале битвы тамплиеры, одновременно с авангардом графа Раймунда III, контратаковали правый фланг мусульман которым командовал Таки ал Дин. Христиане провели ряд конных рейдов, но скоро напор рыцарей ослабел: оказавшиеся незащищенными лошади рыцарей были перебиты сарацинскими лучниками, и уже большая часть рыцарей сражалась в пешем строю. Раймунд III со своим отрядом предпринял атаку для разрыва мусульманской линии, которая преграждала дорогу к источнику в деревне Хаттин. Отряд Таки ал Дин позволил рыцарям углубиться, а затем сомкнул свои ряды, окружив их плотным кольцом. Спастись удалось всего десяти-двенадцати рыцарям, среди которых был граф Триполи, его четыре пасынка. Замешательство в рядах латинян становилось все сильнее, и большая часть пеших воинов устремилась к Рогам Хаттина, где они заняли позицию на северном холме, а кавалерия и пешие рыцари на южном холме. Дважды сарацинская кавалерия атаковала склоны, прежде чем сумела захватить седловину между Рогами. Концом сражения стал момент, когда мусульманская конница пробила себе путь к южному холму, и королевский шатер пал - это обозначило конец битвы. Измученные крестоносцы падали на землю и сдавались без дальнейшего сопротивления.
   В общей сложности около 3000 человек из армии христиан, смогли избежать плена бежав с поля битвы, они укрылись в ближайших замках и укрепленных городах, остальные же либо пали в бою, либо попали в плен. Рено правителю Сидона, Балиану д’Ибелин и Жослену III де Куртене также удалось избежать плена. В числе же плененных оказались король Ги, его брат Амори - коннетабль Королевства, магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, Рено де Шатийон, Онфруа IV правитель Торона и многие другие бароны и рыцари. В этой битве был потерян навсегда и Святой Животворящий Крест Господень.
Хаттинское сражение (книжная миниатюра)
Хаттинское сражение.
"Chronica majora" Матвей Парижский.
Матвей Парижский изобразил потерю Креста. Салах ад-Дин изображен в момент, когда он вырывает Крест из рук короля Ги.
   Момент, когда был захвачен Святой Животворящий Крест Господень не известен, но то что это было сделано отрядом Таки ал Дина не вызывает сомнений. Одни источники указывают, что Таки ал Дин предпринял мощную атаку, после того как остаткам отряда графа Раймунда удалось прорваться через линию мусульман. В результате этой атаки тамплиеры охранявшие Святой Крест и епископ Акры были убиты, а Святой Крест попал в руки Таки ал Дина. Другие же полагают, что епископ Лидды, после гибели епископа Акры, перевез Святой Крест на южный Рог, где он был окончательно захвачен во время одной из последних атак отряда Таки ал Дина. Существует и другая версия, согласно которой некий тамплиер в ночь с 3 на 4 июля зарыл Святой Животворящий Крест Господень в песок, чтобы спасти ее от мусульман 1.
   Салах ад-Дин показал себя великодушным победителем: он принял короля Ги и баронов с подобающим им почетом и оправил узников в Дамаск, где они были заключены в тюрьму. Было, однако, сделано исключение для Рено де Шатийона и для братьев ордена Храма и Госпиталя, в которых султан видел заклятых врагов ислама. Все пленные туркополы, как изменники веры, были казнены прямо на поле сражения. Остальные пленники 5 июля были отправлены в Дамаск, где 6 июля Салах ад-Дин принял кровавое решение: всем захваченным тамплиерам и госпитальерам перед пыткой султан предлагал даровать жизнь при условии "поднять палец и принять Закон" – стать мусульманами. Двести тридцать рыцарей были казнены, Жерара де Ридфор по неизвестной причине пощадили.
   С момента как Великий магистр Жерар де Ридфор попал в плен, во главе тамплиеров стал некий брат Тьерри, который спасся в битве при Хаттине, и которого все называли "великим командором".


Победоносный марш Салах ад Дина (падение Иерусалима)
   За лето 1187 года Салах ад-Дин захватил практически все крупные города и укрепления королевства: Тивериада (5 июля); Акра (9-10 июля) сдалась по приказу сенешаля Жослену III де Куртене; Яффа и Мирабель; Торон (26 июля 1187г.); Сарепта и Сидон (29 июля); Бейрут (9 августа 1187г.); Джабайл и Ботрон были сданы в качестве выкупа за своих сеньоров, попавших в плен при Хаттине; Аскалон (5 сентября 1187г.) сдался по приказу королевы Сибилла как выкуп за своего мужа Ги де Лузиньяна.
   После неудачной попытки захватить Тира и продолжительной осады Аскалона Салах ад-Дин направился осаждать столицу королевства – Иерусалим. Балиан д’Ибелин, избежавший плена при Хаттинском сражении, прибыл в Иерусалим в первые дни июля и установил там, как супруг Марии Комниной (вдовы Амори I) временное правление. Бальан собрал войско, посвятил в рыцари шестьдесят горожан и юных аристократов, и потребовал, чтобы иерусалимляне принесли ему оммаж; он также начал чеканить монету, позволившую ему наполнить королевскую сокровищницу. Благодаря двум месяцам передышки, Иерусалим смог подготовиться к осаде, предварительно отказаться от предложения Салах ад-Дина капитулировать.
   20 сентября 1187г. началась осада Иерусалима. Франки, бившиеся за Гроб Господень, обрели былой пыл времен Первого крестового похода, однако превосходство мусульман было ощутимо, и не оставалось другого выбора как капитулировать. Балиан пригрозил разрушить мечеть Омара и весь город, если Салах ад-Дин не пойдет на условия капитуляции. 2 октября 1187г. Салах ад-Дин вошел в Священный город. Договорились об индивидуальном выкупе: десять базентов за мужчину; пять – за женщину и один – за ребенка (вместо одного мужчины можно было освободить двух женщин или десять детей). Балиану д’Ибелин удалось разжалобить султана и добиться чтобы мусульмане освободили бедняков за общую сумму: 7000 человек за 30 000 базентов. Предположительно, от трех до четырех тысяч человек заплатили выкуп собственноручно; десять тысяч были освобождены Салах ад-Дином и восемь тысяч выкуплены совместными усилиями, средствами зажиточных горожан, патриарха Иерусалима, госпитальерами и тамплиерами.

     "И тогда приехали патриарх и Бальан, и послали к тамплиерам и госпитальерам, и к горожанам, и просили их Бога ради помочь бедным людям, оставшимся в Иерусалиме. Они помогли им, и тамплиеры с госпитальерами также дали, но не столько, сколько были должны <...> Ибо они совершенно не опасались, что к оным [беднякам] применят силу, поскольку их в этом заверил Саладин. Если бы они знали, что бедняков притеснят, они дали бы больше". (Цит.: Мелвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб: Евразия, 2003. с. 130).

   После захвата Иерусалима Салах ад-Дин отправился к Тиру (ноябрь 1187г.) где Конрад де Монферрат, правитель города, во второй раз заставил его отступить (1 января 1188г.). Овладев всеми прибрежными крепостями, кроме Тира, султан принялся завоевывать мощные крепости франков во внутренних областях: Шатонеф пал 26 декабря 1187г.; Хеврон (конец 1187г.); Керак (Крак де Моаб) (ноябрь 1188г.); Сафет тамплиерами держался до первых дней декабря 1188г., по условиям капитуляции гарнизон смог уйти в Тир; замок госпитальеров Бовуар сдался только 5 января 1189г., по условиям капитуляции смог уйти в Тир; Монреаль (Крак де Монреаль) пала только в конце весны 1189г.; крепость Бофор оборонялась ее сеньором Рено правителем Сидона дольше всех до 22 апреля 1190г.

Восстановление королевства (осада Акры)
   Ги де Лузиньян летом 1188г. получил свободу в обмен на город Аскалон, который королева Сибилла сдала Салах ад-Дину как выкуп за своего мужа (5 сентября 1187г.). Салах ад-Дином потребовал от Ги клятву, что тот уплывет за море и более никогда не подымать оружие против султана. После освобождения Лузиньян велел передать Салах ад-Дину остроумный ответ – что он вместе с Великим магистром тамплиеров Жераром де Ридфор пересек морской пролив, отделяющий Тортозу от острова Руад. И повесил свой меч не на пояс, но на ленчик седла: получилось, что не он, а его конь нес оружие!
   Как и король Иерусалима, Великий магистр тамплиеров получил свою свободу в обмен на сдачу Салах ад-Дину Газы, гарнизону которой он приказал сложить оружие (1187г.).
   Вернувшись в королевство, Ги столкнулся с маркграфом Конрадом де Монферрат, которому удалось удержать Тир и собрать вокруг себя знать, создав нечто вроде центра возрождения королевства. Многие бароны, которые были против восшествия Ги на королевский престол, теперь сплотились вокруг Конрада. Ги де Лузиньян устроил свою резиденцию в Триполи, откуда он стремительным маршем повел свою армию на завоевание Акры. Согласно Арнольду Любекскому, под командованием Ги находилось всего две сотни рыцарей.
   Узнав об осаде Акры к городу прибывали один за другим западные крестоносцы, а на Западе был объявлен Третий крестовый поход. Конрад де Монферрат также отправился морем к Акре, но так и не признал власть Ги. В сентябре христианское войско отразило нападение небольшой мусульманской армии, которая попыталась снять осаду с города. На радостях от этого события христиане проглядели тот факт, что Салах ад-Дин со значительно большей армией находился на расстоянии трехнедельного марша. Когда Салах ад-Дин подошел ему удалось восстановить связь по суше между Акрой и своей армией, что делало бесполезным блокаду города с моря.
   4 октября 1189г. христианская армия спустилась с холма и расположилась на равнине в боевом порядке. Король Ги де Лузиньян командовал французами и госпитальерами. Конрад де Монферрат предводительствовал венецианскими, ломбардскими и тирскими воинами. Ландграф Тюрингский шел во главе немцев, пизанцев и англичан, составлявших центр армии. Великий магистр тамплиеров, Жерар де Ридфор, со своими тамплиерами, герцог Гвельдрский со своими ратниками составляли резервный корпус; охранение лагеря было поручено Жоффруа де Лузиньяну и Иакову Авенскому. При первом столкновении левый фланг мусульманской армии отступил в беспорядке. Лагерь Салах ад-Дина был взят. Овладев лагерем, христиане бросились грабить палатки, а сарацины, заметив, что их больше не преследуют, соединились по призыву султана, и сражение возобновилось. Изумление и ужас овладели толпой христиан, и они стали в смятение отступать. Анри Бриеннского опрокидывают с лошади в ту минуту, когда он старается собрать свой рассеявшийся отряд; он ранен, ему угрожает смерть, но на его крики никто не обращает внимания, даже его брат Эрард Бриеннский; маркграф Конрад де Монферрат, покинутый своими, обязан был своим спасением только великодушной храбрости Ги де Лузиньяна. Иаков Авенский спасся только благодаря преданности одного молодого воина, который решился предложить своего коня знаменитому вождю. Тамплиеры почти в гордом одиночестве сопротивлялись сарацинам; большинство их погибло; магистр Жерар де Ридфор, попавшийся в руки мусульман, был казнен в палатке Салах ад-Дина. В этот день более 200 000 сражающихся было на равнине перед Акрой. После этого сражения франки оказались зажатыми между осаждаемым ими городом и армией султана.

Иллюстрации:

   1. Реконструкция герба великого магистра
Жерара де Ридфора. Источник неизвестен.
   2. Фамильный герб
Жерара де Ридфора. Источник неизвестен.
   3. Карта "Иерусалимское королевство (города, замки, крепости, укрепления)". Составил: Бойчук Б.В.
   4. Славная смерть маршала ордена Храма Жака де Милли (гравюра Гюстова Доре).
   5. Святой Животворящий Крест Господень (гравюра Гюстова Доре).
   6.
Хаттинское сражение. "Chronica majora" Матвей Парижский. Матвей Парижский изобразил потерю Креста. Салах ад-Дин изображен в момент, когда он вырывает Крест из рук короля Ги.

_______________________

   1. "История" Ираклия уверяет, что некий тамплиер в ночь с 3 на 4 июля зарыл Святой Животворящий Крест Господен в песок, чтобы спасти ее от мусульман. Много времени спустя тот же тамплиер, оставшийся в живых, объявился у короля Иерусалима Генриха I и сказал ему, что если ему дадут проводника до поля битвы, он отыщет Святой Крест, который ранее закопал собственными руками. Король предоставил рыцарю проводника-сержанта, уроженца этой страны, и вместе они отправились на поиски. Но как ни искали они в течение трех ночей (чтобы избежать встречи с сарацинами), ничего не нашли. И хотя впоследствии турки хвастались, что обладают реликвией, все-таки, похоже, что Святой Крест остался навсегда погребенным в песках, где его спрятал тамплиер.

Использованные источники
Литература:
   Мелвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Г. Ф. Цыбулько. - СПб: "Евразия", 2003 - 368с.
   Мишо Г. История крестовых походов. - М.: Алетейа. 2003. – 368 с. Печатается по изданию: [Мишо Г. История крестовых походов/ Пер. с фр. С.Л. Клячко. - М.-СПб.: Издание товарищества М.О. Вольф. 1884.]
   Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство/ Пер. с фр. Карачинского А.Ю. - СПб.: Евразия, 2002. - 448 с.

Исключительное право на распространение данного материала в сети Интернет принадлежит сайту
"Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ)" (www.templiers.info)
(Соглашение о передаче исключительных прав на распространение произведений в сети Интернет № 01-2007 от 01.01.2007)

Материал предоставил Бойчук Б.В., 2006
© Бойчук Б.В., 2006
© Бойчук Б.В., оформление, 2007
© Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ), 2017
Количество просмотров: 14649

© 2001- 2017, TEMPLIERS.INFO. Все права защищены.
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта без письменного согласия владельца сайта ЗАПРЕЩЕНО! Email: kontakty[a]deusvult[dot]ru.
При цитировании материалов активная ссылка на сайт TEMPLIERS.INFO обязательна.